Воспитательная Прогамма школы - интерната на 2020-2024 г

АДАПРИТРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2020-2024 гг.
(с последующими изменениями и дополнениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа воспитания (далее Программа)
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики
Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха» направлена на
решение проблем гармоничного вхождения школьников с ОВЗ в социальный
мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми через социализацию и адаптацию. Программа показывает, каким
образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
детьми с ОВЗ деятельности. В центре Программы находится личностное
развитие обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ общего образования,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и
мира. Одним из результатов реализации воспитательной программы школы интерната станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися с ОВЗ личностных
результатов, указанных в ФГОС ОВЗ: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность к мотивации к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности. Данная Программа показывает
систему работы с детьми с ОВЗ в школе - интернате.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в государственном бюджетном общеобразовательном
учреждении Республики Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями
слуха» основывается на принципах взаимодействия педагогов и обучающихся с
ОВЗ через:
- ориентир на создание психологически комфортной среды благодаря
работе коррекционно - развивающей службы (учителя – дефектологи, учителя логопеды), социально-психологической службы, созданию комфортной среды
для обучающихся с ОВЗ, в том числе с нарушениями слуха;
- создание в школе - интернате детских объединений, которые объединяют
детей и педагогов яркими и содержательными событиями;
- совместные коллективно-творческие дела;
-системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
эффективности воспитательной и развивающей деятельности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс,
интегрируя учебные занятия,
коррекционно – развивающие занятия,
внеурочную деятельность, разнообразную деятельность в социуме. Особое
внимание уделяется реализации социально-значимых программ и проектов,
являющихся актуальными для школы - интерната:
- тема проекта «Робототехника» - 1-12 классы;
- тема проекта «Шахматная жизнь» - охватывает всех школьников;
-тема проекта «Театрализация» (дошкольное отделение и начальная ступень
через русские народные сказки, основная и средняя школа театрализация
праздничных спектаклей и памятных дат и т.д.)
Школа - интернат активно использует потенциал социальных партнеров:
1. Гражданско-патриотическое направление
1. Хакасское республиканское отделение «Российский Красный крест»
2. Фонд социальной поддержки населения "Мир Добра"
2. Инновационное направление
3. «Общероссийская
общественно-государственная
детско-юношеская
организация» Российское движение школьников
3. Здоровьесберегающие направление
4. Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «спортивная
школа по адаптивному спорту «Ирбис»
5. МБОУ ДОД «СДЮШОР по лёгкой атлетике»
6. Конно-туристический комплекс «Золотая подкова»
4. Экологическое направление
7. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный
природный заповедник «Хакасский»
5. Социокультурное направление
8. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования»
9. Некоммерческая организация «Общероссийский народный фронт»
6. Эстетическое направление
10. Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Абаканский
Дворец Молодежи»
11. Городской центр культуры «Победа»
12. Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Абаканский
Дворец Молодежи»
13. МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
7. Духовно-нравственное направление
14. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города
Абакана «Детская музыкальная школа №1 имени А.А. Кенеля»
15. Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Абаканская
картинная галерея им. Ф. Е. Пронских» (МБУК «АКГ им. Ф. Е. Пронских»).
Выставочный зал «Чылтыс»

16. Музей истории Красноярской железной дороги на станции Абакан
17. ДТ «Кванториум «Хакасия» (ГБУ ДО РХ "РЦДО")
8. Правовое направление и культура безопасности
18. МРЭО ГИБДД МВД по Республике Хакасия
19. Отделение (по делам несовершеннолетних) ООДУУП и ПДН МВД по
Республике Хакасия
20. Участковые пункты полиции по г. Абакану МВД по Республике Хакасия
21. Управление ГО и ЧС Хакасии
22. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Хакасия
9. Профильное, профессиональное направление
23. Спортивный комплекс «Саяны»
24. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия «Хакасский колледж профессиональных технологий,
экономики и сервиса»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия «Абаканский строительный техникум»
С 2017 года школа - интернат является участником Российского движения
школьников (РДШ).
Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в
системе образования школы - интерната, дальнейшее обновление содержания и
структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой - интернатом
опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.
Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации
воспитательной работы.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания
российских школьников, современный национальный идеал личности,
воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка с ОВЗ единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками с ОВЗ социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста с ОВЗ: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и
в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из
них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, республику,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
-уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мири и
адаптация в нем, в открывающующейся ему системе общественных отношений.
2. В воспитании детей с ОВЗ подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника с ОВЗ, так как именно ценности во многом

определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками с ОВЗ опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе - интернате. Важно, чтобы
этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их
общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, республике, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
-опыт изучения, защиты культурного наследия человечества, опыт создания
собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять первостепенное, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку с ОВЗ получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном
мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию
с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
1) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
2) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
3) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
4) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
5) привлекать к волонтерской деятельности школьников для освоения ими
новых видов социально значимой деятельности;
6) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
7) организовывать профориентационную работу со школьниками;
8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе – интернате интересную и событийно насыщенную жизнь детей и
педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы - интерната. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел,
в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе.
Для этого используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
1.Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование
окружающего школу - интернат социума.
1) благотворительной направленности – акции «Новогодние чудеса»;
экологической направленности - деятельность отряда «Юные экологи» по
уборке городской территории;
2)праздничные мероприятия «Примите наши поздравления» ко Дню пожилого
человека и др.
На школьном уровне:
-общешкольные праздники – ежегодно проводимые коллективно-творческие
дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и
в которых участвуют все классы школы, согласно плану-сетке и Календарю
образовательных событий;
-мероприятия по празднованию юбилейных дат, дат происхождения событий,
дней рождений великих людей, ученых, поэтов и т.д.: квест-игра, конкурсы
рисунков, фотоконкурсы, митинги.
-мероприятия «Служу России», посвященное празднованию 23 февраля:
-Фестиваль солдатской песни– исполнение инсценированной песни
для
родителей (законных представителей);
-торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на
следующую ступень образования: «Посвящение в первоклассники»;
-мероприятия в рамках тематических недель на уровне начального и основного
общего образования по учебным предметам: «Неделя по окружающему миру»
(1-6 классы), «Неделя права» (5-12 классы), «Праздник говорения» и т.д.;
-декада памяти «Никто не забыт, ничто не забыто…», мероприятия,
посвященные празднованию 9 мая:
-тематические мероприятия в рамках работы на электронных платформах и
ресурсах (Учи.РУ, Урок Цифры и т.д. ) на уровне начального, основного и
среднего общего образования;
- церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и классных
коллективов за активное участие в жизни школы - интерната, участие в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы интерната, в том числе и поощрение социальной активности детей.

На уровне классов:
 участие в реализации общешкольных ключевых дел;
 ведение Журнала активности класса;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольного Совета дела: ведение рейтинга активности
обучающихся класса.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: исполнителей, ведущих, декораторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование и т.п.;
 индивидуальная помощь ребенку с ОВЗ в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом;
индивидуальную работу с обучающими
класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их
законными представителями.
Работа с классом:
-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
-организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (коррекционно –
педагогической, познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с ОВЗ с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися
класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
-проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,

предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через: выездные мероприятия, однодневные
экскурсии, введение в классе традиций;
- фиксирование достижений обучающихся в различных мероприятиях
(конкурсное и олимпиадное движение, участие в НПК, конференциях,
спортивные достижения). Все достижения фиксируются по уровням: школьный,
региональный, Всероссийский.
Индивидуальная работа с обучающимися:
-изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни;
-проведение диагностики определения уровня воспитанности обучающихся с
целью организации планирования работы с классом и корректировки своей
деятельности;
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, среднего профессионального образования, успеваемости и т.п.);
-организация работы с учащимися 9-12 классов на сайтах «Проектория»,
«Траектория» по профессиональному самоопределению обучающихся;
-индивидуальная работа с обучающимися класса на уровне начального общего
образования по созданию и наполняемости Портфеля личных достижений
(«Портфолио обучающегося»), на уровне основного и среднего общего
образования – по его наполняемости;
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими обучающимися класса совместно
со специалистами (социальный педагог, педагог – психолог, учитель дефектолог), через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
-привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями обучающихся или их законными
представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом через электронный журнал,
дневник,
социальные сети, сайт школы - интерната;

-помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы - интерната и
учителями-предметниками;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; общешкольные
собрания, представителей правоохранительных органов и силовых структур,
СПО;
-создание и организация работы родительских комитетов классов, выбор
представителей в Совет ОО для участия в управлении образовательной
деятельностью школы - интерната;
-привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса; Акция «Сделаем вместе», КТД, предметных недель, оформление
учебных кабинетов, школы - интерната к праздничным датам;
-организация на базе класса семейных праздников ко Дню матери, 8 марта, 23
февраля, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
преимущественно осуществляется через реализацию программ курсов
внеурочной деятельности, которые направлены на:
- вовлечение школьников с ОВЗ в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах:
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения –по реализации проекта
«Спортивный класс»;
- поощрение детских инициатив и детского самоуправления – награждение
Грамотами за активную работу в школьных органах самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих видов деятельности:
Физкультурно-спортивное направление
Художественно направление
Туристско-краеведческое направление
Социально-педагогическое, патриотическое
Техническое направление
Естественнонаучное направление
Экологическое направление
В зависимости от уровня образования количество курсов внеурочной
деятельности варьируется и направлено на удовлетворение фактических
запросов обучающихся с ОВЗ и их родителей. Выбор курсов внеурочной

деятельности происходит на основании письменного заявления родителя
(законного представителя) для обучающихся.
Реализация курсов внеурочной деятельности осуществляется в течение
всего учебного года на основании расписания в рамках учебного времени. Часть
курсов реализуется в выходные дни и каникулярное время.
3.4. Модуль «Самоуправление»
В школе - интернате разработано Положение об организации школьного
самоуправления. Поддержка детского самоуправления в школе помогает
педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. С другой
стороны, обучающимся это позволяет проявить свои лидерские качества и
самостоятельность.
1.Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:
 первый (базовый) уровень – классное самоуправление;
 второй – школьное самоуправление.
2. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год.
3. В состав Ученического совета входят учащиеся 8–11 классов, делегируемые
классными коллективами.
4. Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из
своего состава Председателя ученического совета.
5. Председатель Ученического совета выбирается путём прямого тайного
голосования из делегируемых членов Ученического Совета.
6. В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной
деятельности школы Совет образует отделы:
 образования;
 досуга;
 волонтерский;
 спорта;
 пресс-центр
7. Общие функции отделов:
 выработка и принятие решения;
 доведение принятого решения до классов;
 организация выполнения принятого решения;
 создание условий для выполнения принятого решения;
 получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка
деятельности, контроль.
8.Заседания Совета проходят не реже 2 раз в месяц (по мере необходимости
могут проводиться чаще).
9.Совет взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей.
Председатель (члены) совета школы принимает участие в работе

педагогического совета, совещаниях при директоре школы, на которых
обсуждаются вопросы жизнедеятельности коллектива учащихся, подготовка и
проведение общешкольных мероприятий, взаимодействие школы с другими
воспитательными учреждениями.
3.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника с ОВЗ к осознанному
выбору
своей
будущей
профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
 цикл классных часов, встреч, направленных на подготовку школьника
к осознанному планированию и реализации своего профессионального
самоопределения;
 общешкольные мероприятия по профориентации: конкурс «Марафон
профессий. Профессия.RU», конкурс проектов «Новое время-новые
профессии» и т.д.;
 посещение профориентационных выставок, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях;
 определение
Траектории
развития
и
профессионального
самоопределения учащиеся 5-12 классов охвачены онлайн-тестированием
(сайт «траектория.онлайн»);
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов в сети
интернет: сайт «Проектория» (созданы условия для прохождения
профтестирования);
 совместная работа с ресурсным центром профориентации города
Абакана;
 индивидуальные консультации педагога - психолога для школьников и
их родителей по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей детей с ОВЗ, которые могут иметь значение в процессе выбора
ими профессии.
3.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка с ОВЗ предметно-эстетическая среда школы интерната, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир

ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление в школьных коридорах для начальной школы игровых зон: для
отработки практических навыков по правилам дорожного движения
размещены стенды по ПДД на 3 этаже и нанесена разметка перекрёстка; для
организации игр на переменах в коридоре на 2 этаже размещены столы для
игры в шахматы;
 на 2 этаже расположены зоны для размещения творческих работ, детских
рисунков; фотоотчетов о реализации программ курсов внеурочной
деятельности;
 в рекреации 3 этажа, для обучающихся размещены тематические стенды
«Мы за здоровый образ жизни»;
 в рекреации 2 этажа оформлена зона, отражающая особенности школы –
интерната «Дорогу осилит идущий», «Большая история»;
 в рамках реализации проекта РДШ «Аллея памяти» разбита аллея и посажены
саженцы (май 2017 год);
 благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе со школьниками своих классов к праздничным датам:
День знаний, Новый год, 8 марта, 23 февраля и др.
 событийный дизайн – оформление актового зала к школьным праздничным
мероприятиям, согласно их тематике;
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы - интерната, ее традициях, правилах.
3.7. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 работа Совета ОО по вопросам организации образовательной
деятельности и осуществления контроля в интересах обучающихся (заседание
Совета 2 раз в год);
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников (2
раза в год согласно графику);

 участие родителей (законных представителей) в общешкольном
проекте «Делаем вместе».
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка с ОВЗ;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
 индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения.
По итогам учебного года осуществляется анализ воспитательной
деятельности школы:
- классными руководителями анализируется деятельность классного коллектива;
- специалистами анализируется деятельность социально-психологической,
коррекционной службы;
- руководителями детских общественных объединений;
- педагогами - организаторами.
Общий анализ по школе - интернату осуществляется заместителем директора по
учебно-воспитательной работе.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе - интернате, являются:
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, его
качественных показателей – таких как содержание и разнообразие деятельности,
характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий ответственных лиц по написанию анализа на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, т.е. результат как социального воспитания (в котором
школа - интернат участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей с ОВЗ.

Основными
направлениями
анализа
организуемого
в
школе
воспитательного процесса являются следующие:
1. Для классного руководителя: результаты воспитания, социализации и
саморазвития школьников (какова динамика личностного развития школьников
каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать).
2. Эффективность деятельности детских общественных объединений, органов
самоуправления в организации уклада школьной жизни.
Анализ воспитательной деятельности в рамках сетевого взаимодействия.
Реализация социально значимых проектов.
3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации
(школьной администрацией создаются условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания).
4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах,
необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается
школа - интернат – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у
школы - интерната ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в
обновлении?)
Итогом анализа организуемого в школе - интернате воспитательного
процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений, определение целей и задач на следующий учебный
год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».