Учебный план 1 Б, 3 Б, 4 Б, 5 Б классов Вариант 2.2 (вариант 2) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2024-2025 уч.год

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № /
от «30 » августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с
нарушениями слуха»
Л.В. Тыльченко
с

Г-

( '

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями с
на 2024-2025 учебный год
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
вариант 2.2 (вариант № 2)
1Б, ЗБ, 4Б, 5Б
Предметные
Учебные предметы
Количество часов в неделю
области
Классы
I
I
II
III
IV
V
Всего
доп.
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
4
4
4
4
6
6
28
литературное
чтение
4
4
Литературное чтение
4
4
16
Развитие речи
4
4
3
3
2
3
19
Предметно-практическое
1
•
*
1
обучение
4
4
4
4
4
4
Математика и
Математика
24
информатика
2
2
1
*
Обществознание и Ознакомление с
5
окружающим миром
естествознание
(Окружающий
1
1
Окружающий мир
1
3
•
мир)
1
Основы религиозных
1
Основы
религиозных
культур и светской этики
культур и
светской этики
1
1
1
1
6
1
1
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
5
1
1
Труд (технология)
Технология
3
18
3
3
3
Физическая
3
3
Физическая
культура (Адаптивная
культура
физическая культура)
126
21
21
21
21
21
21
Итого:
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
(при 5-дневной неделе):
Математика
Ознакомление с окружающим миром
Развитие речи
Окружающий мир
Информатика
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область, из них:

2

2

2

2

8

1
1
23

1
1
23

1
1
23

2
1
1
3
1
134

21

21

1
1
23

10

10

10

10

10

10

60

6

6

5

5

5

5

32

Предметные
области

Количество часов в неделю

Учебные предметы

III

IV

V

Всего

I
ДОП.
1

I

Музыкально-ритмические занятия
(фронтальные занятия)

2

2

2

2

2

2

12

Формирование речевого слуха и
произносительной стороны речи
(индивидуальные занятия)
Другие направления внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
«Жестовая речь»
«Мир шашек и шахмат»
«Жестовое пение»
«Хочу всё знать»
Всего к финансированию

3

3

3

3

3

3

18

4
1
1
1
1
31

4
1
1
1
1
31

5
1
1
1
1
1
33

5
1
1
1
1
1
33

5
1
1
1
1
1
33

5
1
1
1
1
1
33

28
6
6
4
6
6
194

Классы

Развитие слухового восприятия и техника
речи (фронтальные занятия)

II

2

1

Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
вариант 2.2 (вариант № 2)

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно­
развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и
этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся с нарушениями слуха к продолжению образования на
последующем уровне образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Школа-интернат самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу
коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Вариант 2.2 предполагает реализацию 2 варианта учебного плана, учитывающего
особенности общего и речевого развития обучающихся на начало обучения. Вариант 2 рассчитан
на пролонгированные сроки обучения на уровне начального общего образования - пять лет
обучения или шесть лет обучения. Выбор продолжительности обучения (5 или 6 лет за счет
введения первого дополнительного класса) в варианте 2 остается за школой-интернатом, исходя из
особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
поступивших в школу.

Обязательная часть 2-го варианта учебного плана содержит в 1 дополнительном классе
специальный учебный предмет "Предметно-практическое обучение", на котором формируются
основы речевой деятельности. Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню
начального общего образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен
следующими учебными предметами:
в 1 -ом дополнительном классе - "Формирование грамматического строя речи" (6 часов);
в 1-ом классе - "Обучение грамоте" (4 часа); "Формирование грамматического строя речи"
(2 часа);
во 2 - 5 классах - "Формирование грамматического строя речи" (2 класс - 3 часа; с 3 класса
- 2 часа); "Грамматика и правописание" (2 класс - 1 час; с 3 класса - 2 часа);
51.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает:
а) факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха;
б) внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с нарушениями слуха;
в) коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния нарушения слуха на результат обучения и профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
"Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально­
ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", которые являются
обязательными.
Школа-интернат вправе самостоятельно определять технологии, способы организации
деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую
область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное
усвоение учебных предметов.
Продолжительность урока со 2- го класс - 40 минут, в 1-ом классе (в том числе
дополнительном) - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и
3-го уроков - по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе (в том
числе дополнительном) - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального
коррекционного занятия составляет 20 минут.
С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в
первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В I-om классе каждый день
проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение
первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию
слухового восприятия и словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания даются с
учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе (в том числе дополнительном)
обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в
классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания
познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких
заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной
домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера
(приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2-й
четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально
организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях
работы, начатой в классе (за исключением предмета "Технология"). Общее время на их
выполнение не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
"минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию

обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м
классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4-го - до 2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной
деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую
область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется
приказом
образовательной
организации
(пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических
требований).
На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и
произносительной стороны речи количество часов в неделю указано из расчета на одного
обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по
5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках
внеурочной деятельности.
Выбор направлений внеурочной деятельности и их содержание определяется школойинтернатом с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) с
учетом задач всестороннего развития детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в учебном графике предусматривается чередование
периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8 учебных недель (для 1
дополнительных и 1 - 5 классов); 2 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 - 5
классов); 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-5 классов), 9 учебных недель (для 1
дополнительных и 1 классов); 4 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 - 5
классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 дополнительных
и 1 - 5 классов);
по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 дополнительных
и 1 - 5 классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 классов);
по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительных и 1 - 5 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20-30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х дополнительных и 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и
один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-5 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40
минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут;
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график школы-интерната составляется с учётом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных составляется с учётом мнений
участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых
мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности
(урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных
социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».