Учебный план 1 Б, 3 Б, 4 Б, 5 Б классов Вариант 2.2 (вариант 2) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2024-2025 уч.год

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № /
от «30 » августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с
нарушениями слуха»
Л.В. Тыльченко
с

Г-

( '

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями с
на 2024-2025 учебный год
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
вариант 2.2 (вариант № 2)
1Б, ЗБ, 4Б, 5Б
Предметные
Учебные предметы
Количество часов в неделю
области
Классы
I
I
II
III
IV
V
Всего
доп.
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
4
4
4
4
6
6
28
литературное
чтение
4
4
Литературное чтение
4
4
16
Развитие речи
4
4
3
3
2
3
19
Предметно-практическое
1
•
*
1
обучение
4
4
4
4
4
4
Математика и
Математика
24
информатика
2
2
1
*
Обществознание и Ознакомление с
5
окружающим миром
естествознание
(Окружающий
1
1
Окружающий мир
1
3
•
мир)
1
Основы религиозных
1
Основы
религиозных
культур и светской этики
культур и
светской этики
1
1
1
1
6
1
1
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
5
1
1
Труд (технология)
Технология
3
18
3
3
3
Физическая
3
3
Физическая
культура (Адаптивная
культура
физическая культура)
126
21
21
21
21
21
21
Итого:
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
(при 5-дневной неделе):
Математика
Ознакомление с окружающим миром
Развитие речи
Окружающий мир
Информатика
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область, из них:

2

2

2

2

8

1
1
23

1
1
23

1
1
23

2
1
1
3
1
134

21

21

1
1
23

10

10

10

10

10

10

60

6

6

5

5

5

5

32

Предметные
области

Количество часов в неделю

Учебные предметы

III

IV

V

Всего

I
ДОП.
1

I

Музыкально-ритмические занятия
(фронтальные занятия)

2

2

2

2

2

2

12

Формирование речевого слуха и
произносительной стороны речи
(индивидуальные занятия)
Другие направления внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
«Жестовая речь»
«Мир шашек и шахмат»
«Жестовое пение»
«Хочу всё знать»
Всего к финансированию

3

3

3

3

3

3

18

4
1
1
1
1
31

4
1
1
1
1
31

5
1
1
1
1
1
33

5
1
1
1
1
1
33

5
1
1
1
1
1
33

5
1
1
1
1
1
33

28
6
6
4
6
6
194

Классы

Развитие слухового восприятия и техника
речи (фронтальные занятия)

II

2

1

Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
вариант 2.2 (вариант № 2)

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно­
развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и
этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся с нарушениями слуха к продолжению образования на
последующем уровне образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Школа-интернат самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу
коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Вариант 2.2 предполагает реализацию 2 варианта учебного плана, учитывающего
особенности общего и речевого развития обучающихся на начало обучения. Вариант 2 рассчитан
на пролонгированные сроки обучения на уровне начального общего образования - пять лет
обучения или шесть лет обучения. Выбор продолжительности обучения (5 или 6 лет за счет
введения первого дополнительного класса) в варианте 2 остается за школой-интернатом, исходя из
особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
поступивших в школу.

Обязательная часть 2-го варианта учебного плана содержит в 1 дополнительном классе
специальный учебный предмет "Предметно-практическое обучение", на котором формируются
основы речевой деятельности. Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню
начального общего образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен
следующими учебными предметами:
в 1 -ом дополнительном классе - "Формирование грамматического строя речи" (6 часов);
в 1-ом классе - "Обучение грамоте" (4 часа); "Формирование грамматического строя речи"
(2 часа);
во 2 - 5 классах - "Формирование грамматического строя речи" (2 класс - 3 часа; с 3 класса
- 2 часа); "Грамматика и правописание" (2 класс - 1 час; с 3 класса - 2 часа);
51.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает:
а) факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха;
б) внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с нарушениями слуха;
в) коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния нарушения слуха на результат обучения и профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
"Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально­
ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", которые являются
обязательными.
Школа-интернат вправе самостоятельно определять технологии, способы организации
деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую
область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное
усвоение учебных предметов.
Продолжительность урока со 2- го класс - 40 минут, в 1-ом классе (в том числе
дополнительном) - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и
3-го уроков - по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе (в том
числе дополнительном) - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального
коррекционного занятия составляет 20 минут.
С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в
первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В I-om классе каждый день
проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение
первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию
слухового восприятия и словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания даются с
учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе (в том числе дополнительном)
обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в
классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания
познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких
заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной
домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера
(приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2-й
четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально
организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях
работы, начатой в классе (за исключением предмета "Технология"). Общее время на их
выполнение не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
"минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию

обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м
классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4-го - до 2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной
деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую
область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется
приказом
образовательной
организации
(пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических
требований).
На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и
произносительной стороны речи количество часов в неделю указано из расчета на одного
обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по
5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках
внеурочной деятельности.
Выбор направлений внеурочной деятельности и их содержание определяется школойинтернатом с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) с
учетом задач всестороннего развития детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в учебном графике предусматривается чередование
периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8 учебных недель (для 1
дополнительных и 1 - 5 классов); 2 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 - 5
классов); 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-5 классов), 9 учебных недель (для 1
дополнительных и 1 классов); 4 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 - 5
классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 дополнительных
и 1 - 5 классов);
по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 дополнительных
и 1 - 5 классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 классов);
по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительных и 1 - 5 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20-30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х дополнительных и 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и
один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-5 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40
минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут;
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график школы-интерната составляется с учётом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных составляется с учётом мнений
участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых
мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности
(урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных
социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».