РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № ?
от « ^0 » августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с
нарушениями слуха»
Л.В. Тыдьченко
:- Л ’ Д] 7 Д 5 И
- .
WOz
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
на 2024-2025 учебный год
для глухих обучающихся (вариант 1.2)
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
1 дополнительный А класс
Предметные
области
Учебные предметы
Классы
I
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
V
Всего
ДОП.
Русский язык и
литературное чтение
Математика и
информатика
Обязательная часть
Русский язык
8
5
Чтение и развитие речи
3
Литературное чтение
Предметно-практическое
5
4
обучение
Математика
4
4
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Ознакомление с
окружающим миром
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Основы религиозных
культур и светской этики
5
4
3
5
4
3
5
4
2
6
4
-
34
11
8
17
4
4
4
6
26
1
1
1
-
-
-
3
-
-
-
1
1
1
3
1
1
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
-
1
1
1
1
-
4
-
-
-
-
-
1
1
Физическая
культура (Адаптивная
физическая культура)
Итого
3
3
3
3
3
3
18
21
21
21
21
21
21
126
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Математика
-
-
2
2
2
2
8
-
-
1
1
1
-
3
Ознакомление с окружающим миром
-
-
1
-
-
-
1
Окружающий мир
-
-
-
1
1
1
3
Компьютерные технологии
-
-
-
-
-
1
1
21
21
23
23
23
23
134
10
10
10
10
10
10
60
Технология
Физическая
культура
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
Предметные
области
Учебные предметы
Классы
I
Количество часов в неделю
V
II
III
IV
I
Всего
ДОП.
Коррекционные курсы
Коррекционно-развивающая область, из них:
6
6
5
5
5
2
2
2
2
2
Музыкально-ритмические занятия (фронтальные
занятия)
1
1
Развитие слухового восприятия и техника речи
(фронтальные занятия)
Социально-бытовая ориентировка (фронтальные
занятия)
3
3
3
3
3
Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)
Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
5
32
-
10
-
2
2
2
3
18
Занятия по направлениям внеурочной
деятельности
«Разговоры о важном»
4
4
5
5
5
5
28
1
1
1
1
1
1
6
«Жестовая речь»
1
1
2
2
2
2
10
«Жестовое пение»
1
1
1
1
1
1
6
«Волшебная глина»
1
1
1
1
1
1
6
31
31
33
33
33
33
194
Всего
Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для глухих обучающихся (вариант 1.2)
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно
развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в области
образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для глухих обучающихся и выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по годам обучения.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным
и этнокультурным ценностям;
- готовность глухих обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие глухого обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
- минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Школа-интернат самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу
коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень обязательных учебных предметов, получивших
отражение в учебном плане.
Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню начального общего
образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими
учебными предметами:
в 1 дополнительном классе - обучение грамоте; развитие речи (обучение дактильной речи,
обучение устной (разговорной и монологической) речи);
в 1 классе - развитие речи; письмо; первоначальные грамматические обобщения (во 2-м
полугодии);
во 2 - 3 классах - развитие речи; первоначальные грамматические обобщения;
в 4 - 5 классах - развитие речи; сведения по грамматике.
Учебный предмет "Литературное чтение" применительно к уровню начального общего
образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими
дисциплинами:
в 1 - 3 классах - "Чтение и развитие речи";
в 4 - 5 классах - "Литературное чтение".
Учебный предмет "Предметно-практическое обучение", входящий в предметную область
"Русский язык и литературное чтение", является специфическим интегративным учебным
предметом, предназначенным для формирования комплекса умений разных предметных областей
- обеспечивает формирование речи как средства общения, практическое накопления словаря и
грамматических форм русского языка, формирование представлений об окружающем мире и
трудовых навыков в совместной деятельности.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает:
а) факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей глухих обучающихся;
б) внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы, как
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное, и обеспечивающую личностное развитие глухих обучающихся;
в) коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния нарушения слуха на результат обучения и профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
"Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально
ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая
ориентировка", которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и
индивидуальных коррекционных занятий.
Школа-интернат вправе самостоятельно определять технологии, способы организации
деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую
область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16.
Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное
усвоение учебных предметов.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут,
со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет
20 минут.
С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в
первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-м классе каждый день
проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение
первоначальных математических представлений, формируются представления об окружающем
мире, используются упражнения по развитию слухового восприятия и словесной речи в
коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей
обучающихся. В 1-м дополнительном и в 1-м классе обучение осуществляется без обязательных
домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать
обучающимся только творческие задания познавательного характера, выполняемые
исключительно по желанию. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и
внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только
задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму,
природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не
требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в
домашних условиях работы, начатой в классе. Общее время на их выполнение не должно
превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
"минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию
обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м
классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4-го - до 2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной
деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При реализации АОП НОО созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов в неделю (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно
развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования)
и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16. Санитарноэпидемиологических требований).
В учебном плане на коррекционно-развивающий курс "Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю
указано на одного обучающегося.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по
5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках
внеурочной деятельности.
Выбор направлений внеурочной деятельности и их содержание определяется школойинтернатом с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) с
учетом задач всестороннего развития детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не
менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
- 1 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов);
- 2 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов);
- 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-5 классов), 9 учебных недель (для 1
дополнительного и 1 классов);
- 4 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов).
Продолжительность каникул составляет:
- по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для1 дополнительного и 1 классов);
- по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9
календарных дней (для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не превышает 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20-30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1 -го дополнительного и 1 -го классов - не должен превышать 4 уроков и
один раз в неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся со 2-го класса - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40
минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут;
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график школы-интерната составляется с учётом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий
учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года.