Учебный план 1 доп.А класса Вариан 1.2 ФГООС НОО обучающихся с ОВЗ 2024-2025 уч.год

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № ?
от « ^0 » августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с
нарушениями слуха»
Л.В. Тыдьченко
:- Л ’ Д] 7 Д 5 И
- .

WOz

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
на 2024-2025 учебный год
для глухих обучающихся (вариант 1.2)
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
1 дополнительный А класс

Предметные
области

Учебные предметы
Классы

I

Количество часов в неделю
I
II
III
IV
V

Всего

ДОП.

Русский язык и
литературное чтение

Математика и
информатика

Обязательная часть
Русский язык
8
5
Чтение и развитие речи
3
Литературное чтение
Предметно-практическое
5
4
обучение
Математика
4
4

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

Ознакомление с
окружающим миром
Окружающий мир

Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Основы религиозных
культур и светской этики

5
4
3

5
4
3

5
4
2

6
4
-

34
11
8
17

4

4

4

6

26

1

1

1

-

-

-

3

-

-

-

1

1

1

3

1

1

Изобразительное
искусство
Труд (технология)

-

1

1

1

1

-

4

-

-

-

-

-

1

1

Физическая
культура (Адаптивная
физическая культура)
Итого

3

3

3

3

3

3

18

21

21

21

21

21

21

126

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Математика

-

-

2

2

2

2

8

-

-

1

1

1

-

3

Ознакомление с окружающим миром

-

-

1

-

-

-

1

Окружающий мир

-

-

-

1

1

1

3

Компьютерные технологии

-

-

-

-

-

1

1

21

21

23

23

23

23

134

10

10

10

10

10

10

60

Технология

Физическая
культура

Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:

Предметные
области

Учебные предметы
Классы

I

Количество часов в неделю
V
II
III
IV
I

Всего

ДОП.

Коррекционные курсы

Коррекционно-развивающая область, из них:

6

6

5

5

5

2
2
2
2
2
Музыкально-ритмические занятия (фронтальные
занятия)
1
1
Развитие слухового восприятия и техника речи
(фронтальные занятия)
Социально-бытовая ориентировка (фронтальные
занятия)
3
3
3
3
3
Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)
Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности

5

32

-

10

-

2

2

2

3

18

Занятия по направлениям внеурочной
деятельности
«Разговоры о важном»

4

4

5

5

5

5

28

1

1

1

1

1

1

6

«Жестовая речь»

1

1

2

2

2

2

10

«Жестовое пение»

1

1

1

1

1

1

6

«Волшебная глина»

1

1

1

1

1

1

6

31

31

33

33

33

33

194

Всего

Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для глухих обучающихся (вариант 1.2)
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно­
развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в области
образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для глухих обучающихся и выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по годам обучения.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным
и этнокультурным ценностям;

- готовность глухих обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие глухого обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
- минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Школа-интернат самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу
коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень обязательных учебных предметов, получивших
отражение в учебном плане.
Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню начального общего
образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими
учебными предметами:
в 1 дополнительном классе - обучение грамоте; развитие речи (обучение дактильной речи,
обучение устной (разговорной и монологической) речи);
в 1 классе - развитие речи; письмо; первоначальные грамматические обобщения (во 2-м
полугодии);
во 2 - 3 классах - развитие речи; первоначальные грамматические обобщения;
в 4 - 5 классах - развитие речи; сведения по грамматике.
Учебный предмет "Литературное чтение" применительно к уровню начального общего
образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими
дисциплинами:
в 1 - 3 классах - "Чтение и развитие речи";
в 4 - 5 классах - "Литературное чтение".
Учебный предмет "Предметно-практическое обучение", входящий в предметную область
"Русский язык и литературное чтение", является специфическим интегративным учебным
предметом, предназначенным для формирования комплекса умений разных предметных областей
- обеспечивает формирование речи как средства общения, практическое накопления словаря и
грамматических форм русского языка, формирование представлений об окружающем мире и
трудовых навыков в совместной деятельности.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает:
а) факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей глухих обучающихся;
б) внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы, как
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное, и обеспечивающую личностное развитие глухих обучающихся;
в) коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния нарушения слуха на результат обучения и профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
"Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально­
ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая
ориентировка", которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и
индивидуальных коррекционных занятий.
Школа-интернат вправе самостоятельно определять технологии, способы организации
деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую
область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16.
Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное
усвоение учебных предметов.

Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут,
со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет
20 минут.
С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в
первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-м классе каждый день
проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение
первоначальных математических представлений, формируются представления об окружающем
мире, используются упражнения по развитию слухового восприятия и словесной речи в
коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей
обучающихся. В 1-м дополнительном и в 1-м классе обучение осуществляется без обязательных
домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать
обучающимся только творческие задания познавательного характера, выполняемые
исключительно по желанию. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и
внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только
задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму,
природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не
требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в
домашних условиях работы, начатой в классе. Общее время на их выполнение не должно
превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
"минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию
обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м
классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4-го - до 2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной
деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При реализации АОП НОО созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов в неделю (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно­
развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования)
и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16. Санитарноэпидемиологических требований).
В учебном плане на коррекционно-развивающий курс "Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю
указано на одного обучающегося.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по
5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках
внеурочной деятельности.
Выбор направлений внеурочной деятельности и их содержание определяется школойинтернатом с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) с
учетом задач всестороннего развития детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не
менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
- 1 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов);
- 2 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов);
- 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-5 классов), 9 учебных недель (для 1
дополнительного и 1 классов);
- 4 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов).

Продолжительность каникул составляет:
- по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для1 дополнительного и 1 классов);
- по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9
календарных дней (для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не превышает 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20-30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1 -го дополнительного и 1 -го классов - не должен превышать 4 уроков и
один раз в неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся со 2-го класса - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40
минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут;
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график школы-интерната составляется с учётом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий
учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».