у
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с
нарушениями слуха»
Л.В. Тыльченко
РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № 4
от «30 » августа 2024 г.
С? С’
с
%
гпг.опшнилли
УЧЕБНЫЙ
ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
на 2024-2025 учебный год
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
(вариант 8.4)
1Г
Всего
Классы
Количество часов в неделю
Предметные
области
I
I
Учебные
IV
II
III
I
доп.
доп.
предметы
Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Физическая
культура
Технологии
Итого:
3
3
3
3
2
2
16
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
12
3
3
3
3
3
3
18
Домоводство
-
-
-
-
2
2
4
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
1
1
1
1
2
2
8
2
2
2
2
2
2
12
3
3
3
3
2
2
16
2
2
2
2
2
2
12
18
3
18
3
18
3
2
20
3
3
22
1
3
22
1
8
118
14
2
1
21
2
1
21
2
1
21
2
1
23
1
23
1
23
10
4
132
10
10
10
10
10
10
60
2
2
2
2
2
2
12
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Труд (технология)
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной недели)
Внеурочная деятельность (коррекционные
курсы):
Двигательное развитие (фронтальные
занятия)
Предметные
области
Учебные
предметы
Эмоциональное и коммуникативно-речевое
развитие (фронтальные/индивидуальные
занятия)
Сенсорное развитие (индивидуальные
занятия)
Предметно-практические действия
(индивидуальные занятия)
Коррекционно-развивающие занятия
(индивидуальные занятия)
Другие направления внеурочной
деятельности:
«Разговоры о важном»
Всего
Количество часов в неделю
Классы
Всего
I
доп.
2
1/1
I
доп.
2
1/1
I
II
III
IV
2
1/1
2
1/1
2
1/1
2
1/1
12
1
1
1
1
1
1
6
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
12
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
31
31
31
33
33
33
192
Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(вариант 8.4)
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно
развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для обучающихся с РАС и выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным
и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся с РАС, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную
отсталость (интеллектуальные нарушения), ТМНР, к продолжению образования в последующие
годы;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью;
- минимизацию негативного влияния нарушений на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Школа-интернат самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу
коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
а) факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей обучающихся с РАС;
б) внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с РАС;
в) коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния РАС на результат обучения и профилактику возникновения
вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
"Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальные и индивидуальные занятия),
"Сенсорное развитие" (индивидуальные занятия), "Двигательное развитие" (фронтальные
занятия), "Предметно-практические действия" (индивидуальные занятия), "Коррекционно
развивающие занятия" (индивидуальные занятия).
Школа-интернат вправе самостоятельно определять технологии, способы организации
деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно
образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения)
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное
усвоение учебных предметов.
Продолжительность урока во 2-5-х классах - 40 минут, в 1-ом классе -35 минут.
Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут,
во 2-5 классах - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия
составляет 20 минут.
С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в
первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день
проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение
первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию
коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей
обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий,
следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только
творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию
обучающихся. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних
стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания
организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму,
природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не
требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в
домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета "Технология"). Общее
время на их выполнение не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
"минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию
обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе до 1,5 часов (90 минут), в 4-5-м - до 2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной
деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно
образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16. Санитарноэпидемиологических требований).
При реализации данной адаптированной образовательной программы созданы
специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей
здоровья.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по
5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках
внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна
составлять не менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
- 1 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1-4 классов);
- 2 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1-4 классов);
- 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-4 классов), 9 учебных недель (для 1
дополнительных и 1 классов);
- 4 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1-4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
- по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительных и 1 -4 классов);
- по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 дополнительных
и 1-4 классов);
- дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 классов);
- по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительных и 1 -4 классов);
- по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х дополнительных и 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и
один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40
минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут;
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график школы-интерната составляется с учётом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий
учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года.