Учебный план 1Г класс Вариант 8.4 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ТМНР 2024-2025 уч.год

у

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ РХ «Школаинтернат для детей с
нарушениями слуха»
Л.В. Тыльченко

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № 4
от «30 » августа 2024 г.

С? С’
с
%
гпг.опшнилли
УЧЕБНЫЙ
ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
на 2024-2025 учебный год
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
(вариант 8.4)
1Г
Всего
Классы
Количество часов в неделю
Предметные
области
I
I
Учебные
IV
II
III
I
доп.
доп.
предметы

Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Математика

Окружающий мир

Искусство

Физическая
культура
Технологии
Итого:

3

3

3

3

2

2

16

2

2

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

12

3

3

3

3

3

3

18

Домоводство

-

-

-

-

2

2

4

Окружающий
социальный мир
Музыка и движение

1

1

1

1

2

2

8

2

2

2

2

2

2

12

3

3

3

3

2

2

16

2

2

2

2

2

2

12

18
3

18
3

18
3

2
20
3

3
22
1

3
22
1

8
118
14

2
1
21

2
1
21

2
1
21

2
1
23

1
23

1
23

10
4
132

10

10

10

10

10

10

60

2

2

2

2

2

2

12

Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек

Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Труд (технология)

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной недели)
Внеурочная деятельность (коррекционные
курсы):
Двигательное развитие (фронтальные
занятия)

Предметные
области

Учебные
предметы
Эмоциональное и коммуникативно-речевое
развитие (фронтальные/индивидуальные
занятия)
Сенсорное развитие (индивидуальные
занятия)
Предметно-практические действия
(индивидуальные занятия)
Коррекционно-развивающие занятия
(индивидуальные занятия)
Другие направления внеурочной
деятельности:
«Разговоры о важном»
Всего

Количество часов в неделю

Классы

Всего

I
доп.
2
1/1

I
доп.
2
1/1

I

II

III

IV

2
1/1

2
1/1

2
1/1

2
1/1

12

1

1

1

1

1

1

6

2

2

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

12

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

6

31

31

31

33

33

33

192

Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(вариант 8.4)
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно­
развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для обучающихся с РАС и выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным
и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся с РАС, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную
отсталость (интеллектуальные нарушения), ТМНР, к продолжению образования в последующие
годы;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью;

- минимизацию негативного влияния нарушений на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Школа-интернат самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу
коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
а) факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей обучающихся с РАС;
б) внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с РАС;
в) коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния РАС на результат обучения и профилактику возникновения
вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
"Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие" (фронтальные и индивидуальные занятия),
"Сенсорное развитие" (индивидуальные занятия), "Двигательное развитие" (фронтальные
занятия), "Предметно-практические действия" (индивидуальные занятия), "Коррекционно­
развивающие занятия" (индивидуальные занятия).
Школа-интернат вправе самостоятельно определять технологии, способы организации
деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно­
образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения)
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное
усвоение учебных предметов.
Продолжительность урока во 2-5-х классах - 40 минут, в 1-ом классе -35 минут.
Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут,
во 2-5 классах - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия
составляет 20 минут.
С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в
первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день
проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение
первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию
коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей
обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий,
следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только
творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию
обучающихся. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних
стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания
организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму,
природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не
требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в
домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета "Технология"). Общее
время на их выполнение не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
"минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию
обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе до 1,5 часов (90 минут), в 4-5-м - до 2 часов (120 минут).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной
деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно­
образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16. Санитарноэпидемиологических требований).
При реализации данной адаптированной образовательной программы созданы
специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей
здоровья.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по
5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках
внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна
составлять не менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
- 1 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1-4 классов);
- 2 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1-4 классов);
- 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-4 классов), 9 учебных недель (для 1
дополнительных и 1 классов);
- 4 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1-4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
- по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительных и 1 -4 классов);
- по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 дополнительных
и 1-4 классов);
- дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 классов);
- по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительных и 1 -4 классов);
- по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х дополнительных и 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и
один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40
минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут;

- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график школы-интерната составляется с учётом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий
учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».