РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол №
от « 30 » августа 2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениям
на 2024-2025 учебный год
для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1.3)
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
ЗА, 5А классы
Предметные
области
Язык и речевая
практика
Математика
Естествознание
Искусство
Технология
Физическая
культура
Количество часов в неделю
III
IV
V
I
II
Учебные предметы
Классы
I
доп.
Обязательная часть
Русский язык
8
5
Чтение и развитие речи
3
4
Предметно-практическое
5
обучение
Математика
4
4
Всего
5
3
3
5
3
3
5
3
3
6
4
-
34
16
18
4
4
4
5
25
1
1
1
-
-
-
3
-
-
-
1
1
1
3
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
-
1
1
1
1
1
5
-
-
1
1
1
1
4
Физическая
культура (Адаптивная
физическая культура)
Итого
3
3
3
3
3
3
18
21
21
21
21
21
21
126
-
2
2
2
2
8
Ознакомление с
окружающим миром
Окружающий мир
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Математика
-
-
1
1
1
-
3
Ознакомление с окружающим миром
-
-
1
-
-
-
1
Окружающий мир
-
-
-
1
1
1
3
Чтение и развитие речи
-
-
-
-
-
1
1
23
23
23
23
134
10
10
10
10
60
5
5
34
21
Максимально допустимая недельная
21
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность: коррекционные
10
10
курсы; занятия по различным направлениям
внеурочной деятельности
Коррекционные курсы
Коррекционно-развивающая область, из них:
6
6
6
6
Музыкально-ритмические занятия (фронтальные
занятия)
2
2
2
1
7
Предметные
области
Учебные предметы
Классы
I
Количество часов в неделю
IV
V
I
II
III
Всего
ДОП.
Развитие слухового восприятия и техника речи
1
1
1
(фронтальные занятия)
Социально-бытовая ориентировка (фронтальные
1
1
занятия)
Формирование речевого слуха и
3
3
3
3
3
произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)
Развитие познавательной сферы
1
1
(индивидуальные занятия)
Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
-
3
1
3
3
18
1
3
Занятия по направлениям внеурочной
деятельности
«Разговоры о важном»
4
4
4
4
5
5
26
1
1
1
1
1
1
6
«Жестовая речь»
2
2
2
1
2
2
11
«Жестовое пение»
1
1
1
1
1
1
6
«Мир шашек и шахмат»
-
-
-
1
1
1
3
31
31
33
33
33
33
194
Всего
Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1.3)
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно
развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования.
Учебный предмет "Русский язык" является комплексным. На разных годах обучения он
представлен следующими учебными предметами:
в 1 дополнительном классе - обучение грамоте; развитие речи (обучение дактильной речи,
обучение устной (разговорной и монологической) речи);
в 1 классе - развитие речи; письмо; первоначальные грамматические обобщения (во 2-м
полугодии);
во 2 - 3 классах - развитие речи; первоначальные грамматические обобщения;
с 4-го класса - развитие речи; сведения по грамматике.
Шкопя-интернат самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу
коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает:
а) факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей глухих обучающихся;
б) внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие глухих обучающихся;
в) коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния нарушения слуха на результат обучения и профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
"Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально
ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая
ориентировка", которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и
индивидуальных коррекционных занятий.
Школа-интернат вправе самостоятельно определять технологии, способы организации
деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую
область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16.
Санитарно-эпидемиологических требований). Набор учебных предметов, их соотношение по
годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения,
обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 дополнительном и
в 1-м классе - 35 минут, со 2-го класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального
коррекционного занятия составляет 20 минут.
С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в
первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе, включая
дополнительный, каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы
происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются
упражнения по развитию слухового восприятия и словесной речи в коммуникативной функции.
Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе,
включая дополнительный, обучение осуществляется без обязательных домашних заданий,
следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только
творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию. Цель
таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к
самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного
характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал). Во
2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально
организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях
работы, начатой в классе. Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
"минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию
обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м
классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4-го класса - до 2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно-развивающей области).
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет
не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую
область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется
приказом образовательной организации (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических
требований).
При реализации АОП НОО созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и
произносительной стороны речи, а также на дополнительные коррекционные занятия "Развитие
познавательной сферы" количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося.
Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по
5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках
внеурочной деятельности.
Выбор направлений внеурочной деятельности и их содержание определяется школойинтернатом с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) с
учетом задач всестороннего развития детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не
менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
- 1 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов);
- 2 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов);
- 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-5 классов), 9 учебных недель (для 1
дополнительного и 1 классов);
- 4 четверть - 8 учебных недель (для 1 дополнительного и 1 - 5 классов).
Продолжительность каникул составляет:
- по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9
календарных дней (для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9
календарных дней
(для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 дополнительного и 1 классов);
- по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1
дополнительного и 1 - 5 классов);
- по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не превышает 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20-30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе
развития.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Г игиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1 -го дополнительного и 1 -го классов - не должен превышать 4 уроков и
один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся со 2-го класса - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40
минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут;
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график школы-интерната составляется с учётом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий
учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года.