Учебный план 4Д класса Вариант 2 ФГОС обучающихся с УО, ФАООП обучающихся с УО 2024-2025 уч.год

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ РХ «Шкодаинтернат для детей с
нарушениями слуха»

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № Т
от « jQ » августа 2024 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
на 2024-2025 учебный год
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР
в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
4Д
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
Всего
области
Учебные
I доп.
I
II
III
IV
предметы
Обязательная часть
Язык и речевая
практика

Математика
Окружающий мир

Искусство

Физическая культура

Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий природный
мир
Человек

3

3

3

2

2

13

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

Домоводство

-

-

-

1

1

2

Окружающий
социальный мир
Музыка и движение

1

1

1

1

1

5

2

2

2

2

2

10

3

3

3

3

3

15

2

2

2

2

2

10

17
4

17
4

17
6

17
6

17
6

85
26

1
1
1
1
21

1
1
1
1
21

1
1
1
1
2
23

2
1
1
2
23

2
1
1
2
23

7
5
3
5
6
111

10

10

10

10

10

50

Изобразительная
деятельность
Адаптивная физическая
культура
Труд (технология)

Технологии
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир
Домоводство
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной недели)
Внеурочная деятельность, в том числе

Предметные
области

Учебные
предметы
Коррекционные курсы:

Всего

Количество часов в неделю

Классы

I доп.

I

II

III

IV

6

6

6

6

6

30

Предметно-практические действия (фронтальные
занятия)

1

1

1

1

1

5

Двигательное развитие (фронтальные занятия)

1

1

1

1

1

5

Сенсорное развитие (индивидуальные занятия)

2

2

2

2

2

10

Альтернативная коммуникация (индивидуальные
занятия)
Внеурочная деятельность (по направлениям)

2

2

2

2

2

10

4

4

4

4

4

20

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

1

4

«Волшебная глина»

1

1

1

1

1

4

«Город мастеров»

1

1

1

1

1

4

«В гостях у сказки»

1

1

1

1

1

4

31

31

33

33

33

161

Всего

Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ
(вариант 2)
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (далее - учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап -1 дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХП классы.
На 1 этапе учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1
дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 4 класс.
На 1 этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
а) учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
б) увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
в) введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
АООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной
организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее - ИУП),
содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют
особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий
объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным
планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП образования определяет школой-интернатом.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом учебного плана организация, реализующая
вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной
нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития
обучающихся. В индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми
нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У
обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки
распределится на предметные области. Для обучающихся, особые образовательные потребности
которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная
нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов
коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах
максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом. Некоторые обучающиеся,
испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в
организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным
учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник
проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную
работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность
индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых
занятий - не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик
(индивидуальная работа), группа (2-3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп
связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных
действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения
знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов
практического содержания увеличиваются.
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп
связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных
действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и
формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться школой-интернатом самостоятельно, исходя из

психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение может осуществляться школой-интернатом
самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на
основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния
обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной
деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе-интернате.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется школой-интернатом в рамках общего количества часов,
предусмотренных федеральным учебным планом.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами
физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение
контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного
процесса в образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР
определяет школой-интернатом.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Календарный учебный график составляется с учётом мнений участников образовательных
отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений
культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)
по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки
проведения промежуточных аттестаций.
План внеурочной деятельности формируется школой-интернатом с учетом особенностей
развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Участникам
образовательных отношений предоставляется право выбора направления и содержания учебных
курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности:
1) поддержка всех видов деятельности обучающихся в достижении планируемых
личностных результатов освоения программы общего образования, развитии их жизненной
компетенции;
2) развитие навыков общения и коммуникации с окружающими;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни в доступных для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития пределах;
4) расширение представлений об окружающем мире, повышение познавательной
активности обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде;
6) формирование культуры поведения.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся
с учетом намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Все ее формы

представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико­
ориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения школа-интернат учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики
контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их
учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение:
1) Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, формирование навыков соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2) Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся пределах в
процессе совместной деятельности по выполнению проектов, в том числе в сфере формирования
бытовых навыков и навыков самообслуживания.
3) Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры общения.
4) Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских (художественное творчестве, театрализованная
деятельность).
5) Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют навыки использования компьютерных технологий в доступных
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и
множественными нарушениями развития пределах.
6) Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление
ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Внеурочная деятельность, коррекционно-развивающие курсы могут быть вынесены на 6
день. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первом этапе составляет:
- в 1 дополнительном и 1 классе - 33 учебных недели;
- в 2-4 классах - 34 недели.
Общий объем учебной нагрузки на 1 этапе обучения составляет 3732 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».