РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол №
от «jQ » августа 2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
на 2024-2025 учебный год
основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития
в соответствии с ФГОС ООО и ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ
(вариант 7)
5Е
Количество часов в неделю
Учебные
предметы/
Предметные области
Классы
V
VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
4
4
4
23
Русский язык и литература
Русский язык
5
6
2
2
3
13
Литература
3
3
3
3
15
Иностранный язык
3
3
3
Иностранные
языки
10
5
5
Математика и информатика
Математика
3
3
3
9
Алгебра
2
2
2
6
Геометрия
1
1
1
3
Вероятность и статистика
1
1
1
3
Информатика
2
2
10
2
2
2
История
Общественно-научные предметы
1
4
1
1
1
Обществознание
2
2
8
1
1
2
География
2
7
2
3
Естественнонаучные предметы
Физика
2
4
2
Химия
1
2
2
7
1
1
Биология
1
1
Основы
духовно-нравственной ОДНКНР
культуры народов России
3
1
1
Музыка
1
Искусство
3
1
1
1
Изобразительное
искусство
2
2
1
9
Труд (технология)
2
2
Технология
1
1
2
Физическая культура и основы Основы безопасности и
защиты Родины
безопасности и защиты Родины
2
10
2
2
2
2
Адаптивная
физическая
культура
1
32
33
30
27 28
Итого
7
0
2
1
2
2
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
3
1
1
1
Адаптивная физическая культура
2
1
1
Основы безопасности и защиты Родины
157
32
33
33
29 30
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно
50
10
10
10
10
10
развивающую область)
Коррекционно-развивающие курсы по «Программе коррекционной работы» АООП ООО
3
3
15
3
3
3
Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия:
1/2
1/2
1/2
1/2 1/2
психокоррекционные (дефектологические и
психологические)» (фронтальные/индивидуальные занятия)
Количество часов в
Учебные предметы/
Классы
VI VII VIII
V
2
2
2
2
Коррекционный курс: «Логопедические занятия»
(индивидуальные занятия)
Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
1
1
1
1
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
«Билет в будущее»
1
1
1
1
«Россия - мои горизонты»
1
1
1
1
«Краеведение»
1
1
1
1
«Резьба по дереву»
5
5
Занятия по направлениям внеурочной деятельности
5
5
42
39
40
43
Всего
Предметные области
неделю
IX Всего
2
10
1
1
1
1
1
5
43
5
5
5
5
5
25
207
Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в
соответствии с ФГОС ООО и ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ
(вариант 7)
Учебный план АОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) в
целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФАОП ООО, в том числе требованиям
о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной
работы.
Учебный план:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков
республик Российской Федерации.
Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь
период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план
предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач:
- усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально
ориентированные трудности (за счёт часов части учебного плана, определяемой участниками
образовательных отношений);
- проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при
необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
«Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы» за счет часов внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
- организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным
учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики
возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в
обучении;
- реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей,
способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для
всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций,
реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в
целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано
на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционно
развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с
ЗПР.
АОП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает три варианта федерального недельного
учебного плана:
1 -й вариант - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском
языке;
2- й вариант - для общеобразовательных организаций (в республиках Российской Федерации),
в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из государственных
языков республик Российской Федерации и (или) один из языков народов Российской Федерации;
3- й вариант - преимущественно для отдельных общеобразовательных организаций и классов,
реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с задержкой
психического развития.
При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также по
физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две
группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
При реализации АОП ООО для обучающихся с ЗПР должны быть созданы специальные
условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в
полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Урочная
деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной
учебной неделе, в субботу возможны организация проведение внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года при получении основного общего образования составляет
34 недели.
Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за
ним, рабочий день.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 20 мая. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий
день. Для 9 классов окончание учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять
не менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть - 8 учебных недель (для 5-9
классов), II четверть - 8 учебных недель (для 5-9 классов), III четверть - 10 учебных недель (для 5-9
классов), IV четверть - 8 учебных недель (для 5-9 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 5-9 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 5-9 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 5-9 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2
и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20-30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся с ЗПР и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7-9 классов - не более
7 уроков.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют
на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных
(дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график образовательной организации составляется с учетом мнений
участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых
мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности
(урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных
социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
При составлении календарного учебного графика образовательная организация может
использовать организацию учебного года по триместрам.
. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может
включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные
курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные
интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы,
метапредметные кружки, факультативы, ученические сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, через организацию
социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность,
профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских
навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного
образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и
других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной
реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных
межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики
различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой,
социальной защиты учащихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие
доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве
дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть основной для
разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
уровне основного общего образования не более 1 750 часов, в год - не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов выделяются на
обязательные коррекционные курсы и, при необходимости, на дополнительные коррекционно
развивающие занятия, в соответствии с программой коррекционной работы.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1 (2) количества
часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации
или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие).
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены
на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре
и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся с ЗПР.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов детей и родителей (законных представителей) в образовательной организации
могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности:
- модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности;
- модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся с ЗПР и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы;
- модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно.
Выбор форм организации внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР подчиняется
следующим требованиям:
- преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося с ЗПР в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
- организация проектной и исследовательской деятельности (в том числе экспедиции,
практики), экскурсий (в музеи, парки, на предприятия и другие), походов, деловых игр и другое;
- учет специфики познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с ЗПР,
которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;
- обеспечение гибкого режима занятий (продолжительность, последовательность);
- использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся, их возраста и уровня психосоциального развития допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме),
включая
организации
дополнительного
образования
соответствующей
направленности,
осуществляющих
лицензированную
образовательную
деятельность,
профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.