Учебный план 10В, 12В классов Вариант 1 ФГОС обучающихся с УО, ФАООП обучающихся с УО 2024-2025 уч.год.

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № /
от
» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
ОУ РХ «Школаетей с
а»

■-L

УЧЕБНЫЙ ILIA Н
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нару
слуха»
на 2024-2025 учебный год
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
(вариант 1)
10В, 12В

Предметные
области

Классы
Учебные предметы

Количество часов в неделю
XI
XII
Всего
X

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык
Литературное чтение

1
2

1
2

1
2

3
6

2. Математика

Математика
Информатика
Основы социальной жизни
Этика
Обществоведение
Адаптивная
физическая
культура
Труд (технология)

1
1
2
1
1
3

1
1
2
1
1
3

1
1
2
2
1
3

3
3
6
4
3
9

15

15

15

45

участниками

27
3

27
3

28
2

82
8

1
1
1
30

1
1
1
30

1
1
30

3
3
2
90

6

6

6

18

3
2/1
3
1/2
4
1
2
1
40

3
2/1
3
1/2
4
1
2
1
40

3
2/1
3
1/2
4
1
2
1
40

9

3. Человек и
общество
4. Физическая
культура
5. Технология

Итого

Часть,
формируемая
образовательных отношений

Русский язык
Социально-бытовая ориентировка
Этика
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Логопедические коррекционные занятия
(фронтальные/индивидуальные занятия)
Психокоррекционные занятия
(фронтальные/индивидуальные занятия)
Внеурочная деятельность
«Разговоры о важном»
«Путь в профессию»
«Творческая мастерская»
Всего

9

12
3
6
3
120

Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I-IV или I дополнительный, I-IV классы;
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХП классы.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном
и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2
этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся
в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
а) учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
б) увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;

в) введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
г) введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться школой-интернатом самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционно развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в школе-интернате. Школа-интернат предоставляет
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до
1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Календарный учебный график составляется с учётом мнений участников образовательных
отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений
культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)
по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточных аттестаций.
Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется
школой-интернатом самостоятельно с учётом требований действующих санитарных правил и
мнения участников образовательных отношений.
План внеурочной деятельности формируется школой-интернатом с учетом особенностей
развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
Участникам образовательных отношений предоставляется право выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы общего образования;
2) развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;

5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
6) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся
с учетом намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико­
ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
образовательная организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики
контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
При отборе направлений внеурочной деятельности школа-интернат ориентируется, прежде
всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические и нозологические
характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К
выбору направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители
(законные представители) как законные участники образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа жизни.
2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе
совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры общения.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к
импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать
в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
7. Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление
ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
8. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
- преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной,
групповой, коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может
проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого

учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть,
например, спортивный комплекс, музей, театр.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в
части создания условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых
форм организации.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебной недели в течение этапа обучения - 5 дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в
целях сохранения укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Занятия по внеурочной деятельности, спортивные секции, кружки - как вид внеурочной
(внеклассной) работы может выноситься на 6 день недели.
Продолжительность учебного года на втором этапе - составляет 34 недели.
Общий объем учебной нагрузки на 1 этапе обучения составляет 5066 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом - не менее 8 недель.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».