РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № /
от «J9 » августа 2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
на 2024-2025 учебный год
среднего общего образования
для обучающихся с нарушениями слуха
11-12Б
Предметные области
Учебные
предметь1_-—
.
Количество часов в неделю
XII
Всего
Уровень
XI
Классы
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Общественные науки
Математика и
информатика
Естественные науки
Основы безопасности
и защиты Родины
Физическая культура
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Второй иностранный язык
История
Г еография
Обществознание
Математика: алгебра и начала
математического анализа
Г еометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Физика
Химия
Биология
Основы безопасности и защиты
Родины
Адаптивная
физическая
культура
Индивидуальный проект
Итого
Часть, формируемая участниками
отношений
образовательных
Русский язык
Математика: алгебра и начала математического анализа
Г еометрия
Максимально допустимая недельная нагрузка
Коррекционно-развивающая
область, внеурочная
деятельность
Развитие восприятия и воспроизведения устной речи
(индивидуальные занятия)
Внеурочная деятельность
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
2
3
2
2
1
2
2
2
3
2
2
1
2
2
4
6
4
4
2
4
4
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
2
2
4
2
2
1
1
2
3
3
6
1
1
2
27
27
54
4
4
8
2
1
1
31
2
1
1
31
4
2
2
62
6
6
12
2
2
4
4
4
8
Б
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
XI
XII
Всего
Уровень
^^^
Классы
«Разговоры о важном»
«Билет в будущее»
«Россия - мои горизонты»
«Семейная экономика»
Всего
1
1
1
1
37
1
1
1
1
37
2
2
2
2
74
Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «ШкоЛа-интернат для детей с нарушениями слуха»
среднего общего образования
для обучающихся с нарушениями слуха
Учебный план адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.2) в целом соответствует
обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во
внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по Программе коррекционной
работы.
Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на
их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных
языков республик Российской Федерации.
Для обучающегося с нарушениями слуха может быть разработан индивидуальный учебный
план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный
индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач:
- усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально
ориентированные трудности, например, увеличено время на предметы “Русский язык”,
“Математика” (за счёт часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных
отношений);
- введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих
особым образовательным потребностям, в том числе потребностям в сохранении и укреплении
здоровья (предметы “Развитие речи”, “Адаптивная физическая культура”);
- проведение коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы и,
при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
“Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы” за счет часов внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
- организация и проведение индивидуальных консультаций педагогических работников по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для
пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных
трудностей в обучении;
- реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в
обучении.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на:
а) увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
б) введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
в) другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по
5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках
внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года при получении основного общего образования
составляет 34 недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не
менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
I четверть - 8 учебных недель (для 11-12 классов);
II четверть - 8 учебных недель (для 11-12 классов);
III четверть - 10 учебных недель (для 11-12 классов);
IV четверть - 8 учебных недель (для 11-12 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 10 календарных дней (для 11-12 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 10 календарных дней (для 11-12 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 10 календарных дней (для 11-12 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20-30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 11-12 классов - не более 7 уроков.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график школы-интерната составляется с учетом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий
учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
При составлении календарного учебного графика школа-интернат может использовать
организацию учебного года по триместрам.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных
от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может
включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные
курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой)
обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том
числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных
образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально производственном
окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона,
потребностей обучающихся,
родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений,
организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями (законными
представителями) по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья обучающихся,
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости,
профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с
окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие
доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного
кинематографа.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов выделяются на
обязательные и, при необходимости, дополнительные занятия по коррекционно-развивающим
курсам, в соответствии с программой коррекционной работы.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более
половины количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может
реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и
другие).
Один час в неделю отводиться на внеурочное занятие “Разговоры о важном”.
Внеурочные занятия “Разговоры о важном” направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия “Разговоры о важном” направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий “Разговоры о важном” - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) в образовательной
организации могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы;
модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
Формы реализации внеурочной деятельности школа-интернат определяет самостоятельно.
Формы
внеурочной
деятельности
должны
предусматривать
активность
и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать
гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав
обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики),
экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме),
включая организации дополнительного образования соответствующей направленности,
осуществляющих лицензированную
образовательную
деятельность,
профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.