АДООП Колокольчики Чертыков Е.А.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………………3
Учебный план……………………………………………………………………………...7
Содержание программы …………………………………………………………….…..18
Условия реализации программы………………………………………………………..20
Оценочные материалы…………………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………………………….…...24

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа (АДООП) художественной направленности разработана с учетом
требований следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от
31.03.2022;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Устав образовательной организации;
Положение «Об организации образовательной деятельности по АООДП в
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха».
Дополнительное образование детей с нарушениями слуха позиционируется
как открытое, вариативное образование, как социокультурная практика - творческая
созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами
развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция,
обновление
содержания
дополнительного
образования.
Образовательная
деятельность детей с ОВЗ в том числе с нарушениями слуха по адаптированной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе направлена на:
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
сохранения и укрепления здоровья обучающихся с нарушениями слуха;
 удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
художественно-эстетическом развитии;
 социализацию, адаптацию детей с нарушениями слуха в обществе через
формирование театрально-музыкальной культуры.
Актуальность
В коррекционной педагогике с давних пор известно, какие огромные
возможности для успешного развития заложены в театрально-музыкальном
искусстве. Знакомство с искусством формирует эстетический идеал, помогает
соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует
эстетический вкус. В условиях школы-интерната для воспитанников, имеющих
нарушения слуха, наиболее эффективным является введение в мир искусства через
театрально-музыкальную деятельность, базирующуюся на обучении жестовому
пению и на развитии хореографических навыков, мимики и пантомимики.
Театрально-музыкальная деятельность раскрывает духовный и творческий
потенциал ребёнка с нарушенным слухом и даёт возможность адаптироваться ему в
3

социальной среде. Занятия театрально-музыкальной деятельностью способствуют
общему
развитию,
стремлению
к
познанию
нового,
воспитывают
целеустремленность, требуют решительности, трудолюбия, систематичности в
работе, что способствует формированию волевых черт характера, а также
воспитанию патриотизма у детей с нарушениями слуха.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок
помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические и хореографические
возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с
большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Частые выступления
на сцене детей способствуют реализации творческих сил раскрепощению и
повышению самооценки.
Театральные постановки включают и жестовое сопровождение устной речи:
вместе с каждым словом исполняется соответствующий жест, затем включаются
танцевальные движения. Дети, имеющие нарушения слуха с удовольствием «поют
руками» ‒ это особый вид творчества. Занятия жестовым пением помогают ощутить
звук, соединить музыкальный ритм и движение, научить управлять своим телом,
выполняя жесты или танцевальные движения пластично и раскованно.
Отличительные особенности программы. Данная программа предназначена
для развития творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха
жестовому пению и хореографии через
театрально-музыкальное искусство.
Реализация АДООП предусматривает учёт особых образовательных потребностей
адресной группы обучающихся, включая потребности в использовании доступных
ребёнку средств коммуникации, опираясь на ресурсы и потенциал детей с
нарушениями слуха в овладении устной, устно-дактильной и жестовой речью,
мимикой и пантомимикой. Возможно привлечение родителей, тьюторов, классных
руководителей и других лиц, владеющих доступными способами общения с детьми
с нарушениями слуха.
Адресат программы - дети с нарушениями слуха 7-18 лет. Группы разделены
по возрастам: младшая группа 7-10 лет, средняя группа 11-15 лет и старшая
группа от 16 до 18 лет. Состав групп в течение учебного года может варьироваться.
Количество в одной группе ‒ от 6 до 15 обучающихся. Набор в группу свободный,
по желанию детей с нарушениями слуха или их родителей (законных
представителей).
Объем и срок реализации программы:
Объем программы: 612 часов (по 2 часа в неделю с каждой возрастной
группой).
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Форма обучения: очная. В процессе занятия сочетаются групповая (со всей
группой одновременно) и индивидуальная (с участниками конкретного номера)
работа, могут участвовать обучающиеся разных классов в зависимости от
необходимости.
Методы обучения:
 прослушивание
музыки
и
постановочных
номеров
через
звукоусиливающую аппаратуру;
 объяснение при помощи иллюстраций, схем, таблиц, условных знаков;
 беседы (с помощью дактильной речи);
4

 просмотр презентаций и видео через звукоусиливающую аппаратуру,
обсуждение;
 выполнение жестов, пантомимических этюдов по показу сурдопереводчика,
хореографа и самостоятельно.
Тип
занятий:
комбинированный,
практический,
теоретический,
постановочный, репетиционный.
Образовательные технологии: для обеспечения успешности освоения
программы используются технология личностно ориентированного подхода и
здоровьесберегающие технологии. С целью охраны здоровья детей проводятся
паузы в форме релаксаций, упражнений на расслабление мышц, упражнения на
восстановление дыхания (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,
пальчиковые игры, физминутки, динамические паузы).
Специальные условия. Реализация данной программы для глухих и
слабослышащих обучающихся возможна при условии наличия индивидуальных
слуховых аппаратов и учета возрастных и психологических особенностей
обучающихся.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель реализации: подготовка детей с нарушениями слуха к их
своевременной социальной адаптации и интеграции в общество с помощью развития
их индивидуальных особенностей через театрально-музыкальное творчество,
хореографию и жестовое пение.
Задачи:
Образовательные:
 формировать и осваивать навыки жестового пения, мелочтения,
хореографии, мимики, пантомимики (в миниатюрах), артистических данных
театральной культуры;
 подготовить и разучить с детьми, имеющими нарушения слуха
театрализованные представления, включая жестовое пение и хореографию;
 заинтересовать театрально-музыкальным искусством максимальное
количество детей с нарушениями слуха.
Развивающие:
 создать психологически комфортную, безопасную среду;
 развивать мышечную активность, макро- и микро-моторику;
 выявить новые таланты, совершенствовать актёрское мастерство.
Воспитательные:
 расширить творческие контакты среди разновозрастных воспитанников с
нарушениями слуха и овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения
при помощи жестов;
 прививать интерес к изучению родной культуры края, страны посредством
театрализаций, включающих жестовое пение, мелочтение, танцы;
 воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою
страну и историю русского государства.
5

Принципы:
 Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к
развивающейся личности.
 Принцип развития, предполагающий целостное развитие и обеспечение
готовности личности к дальнейшему развитию.
 Принцип
психологической
комфортности.
Предполагает
психологическую защищённость ребёнка с нарушенным слухом, обеспечение
эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
 Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий
развития и воспитания.
 Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка с
нарушениями слуха ориентироваться в мире и действовать в соответствии с
результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
 Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское»
развитие ребёнка с нарушениями слуха.
 Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо
«выращивать» у воспитанников с нарушениями слуха способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные:
 сформированность навыков жестового пения, мелочтения, хореографии,
мимики, пантомимики (в миниатюрах), артистических данных театральной
культуры;
 разученные с детьми, имеющими нарушения слуха, театрализованные
представления, включая жестовое пение и хореографию;
 заинтересованность театрально-музыкальным искусством максимального
количества детей с нарушениями слуха.
Развивающие:
 создание психологически комфортной, безопасной среды;
 мышечная активность через развитие макро- и микро-моторики;
 выявление новых талантов, совершенствование актёрского мастерства.
Воспитательные:
 расширение творческих контактов разновозрастных воспитанников с
нарушениями слуха и овладение навыками коллективного взаимодействия и
общения при помощи жестов;
 осознанный интерес к изучению родной культуры края, страны
посредством театрализаций, включающих жестовое пение, мелочтение, танцы;
6

 любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою страну и
историю русского государства.

Учебный план
Младшая группа (7 – 10 лет, 1 год обучения)
№

1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.

9.
10.

11.
12.
13.

Название разделов, тем

Количество часов

Формы
промежуточн
ой
аттестации/ко
нтроля

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

Разбойники в новогоднем лесу.
Новогодние приключения Бабы Яги
Знакомство с мелодией песни «Моя
Россия» Г. Струве
Инсценировка
словенской
народной песни «Белки», русский
текст Э. Александровой
Прослушивание стихотворения В.
Антоновой «Зайки серые сидят».
«Как игрушки слушали звуки»
Сказочки
щекоталочки.
Инсценировка
«Зайки
серые
сидят»..
Инсценировка «Зайки серые сидят»

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

игра,
этюд,
пантомима

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима

4

0,5

3,5

Инсценировка «Сорока-белобока»
по стихотворению В. Антоновой.
Синхронное исполнение жестового
пения «Моя Россия» Г. Струве.

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

Вводное занятие. Формирование
группы.
Инсценировка
по
английской народной песенке И.
Родина «Шалунишки-котятки».
Работа
над
театрализацией.
Распределение ролей в постановке.
Упражнения на напряжение и
расслабление мышц.
Упражнения
на
развитие
воображения.
Определение смысла содержания
песни. «Новогодний хоровод».

7

опрос, беседа,
игра
опрос, беседа,
игра
опрос, беседа,
игра
опрос, беседа,
игра
опрос, беседа,
игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима
опрос, беседа,

показательны
е выступления
игра,
этюд,
пантомима
опрос, беседа,

14.

«Магазин игрушек»

15.

Театрализация «Чив-чив, воробей»
8
0,5
Инсценировка стихотворения.
Итого за год: 68 часов

8

1

7
7,5

игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима

Младшая группа (7 – 10 лет, 2 год обучения)
№

1.
2.

3.
4.
5.

6.

7.
8.
9.
10.
11.

12.

13.

Название разделов, тем

Количество часов

Вводное занятие. Формирование
группы.
Инсценировка по стихотворению Д.
Хармса «Кошки». Распределение
ролей в постановке.
Упражнения на напряжение и
расслабление мышц.
Упражнения
на
развитие
воображения.
Определение смысла содержания
песни. «Российский Дед Мороз» А.
Варламов.
Разбойники в новогоднем лесу.
Новогодние приключения Деда
Мороза.
Знакомство с песней «Моряки» К.
Вильоба.
Инсценировка песни «Как на
тоненький ледок».
Инсценировка песни «Как на
тоненький ледок».
Сказочки - щекоталочки.
Инсценировка
по
мотивам
стихотворения А. Роговина «Шёл я
как-то через мост»
«Моряки» К. Вильоба. Работа в
коллективе.
Индивидуальная
работа.
Инсценировка
по
мотивам
8

Формы
промежуточн
ой
аттестации/ко
нтроля

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

игра,
этюд,
пантомима

4

0,5

3,5

опрос, беседа,

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

игра,
этюд,
пантомима
показательны
е выступления
игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима

4

0,5

3,5

показательны
е выступления

4

0,5

3,5

игра,

опрос, беседа,
игра
игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима

этюд,

14.
15.

стихотворения А. Роговина «Шёл я
как-то через мост» «Моряки» К.
Вильоба.
Инсценировка стихотворения В.
8
1
Приходько «Песенка».
Театрализация
стихотворения
8
0,5
«Чив-чив, воробей».
Итого за год: 68 часов

пантомима

7
7,5

игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима

Младшая группа (7 – 10 лет, 3 год обучения)
№

1.

2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.

9.
10.

Название разделов, тем

Количество часов

Вводное занятие. Формирование
группы.
Инсценировка
по
стихотворению
Д.
Хармса
«Кошки».
Работа над театрализацией русской
народной
сказки
«Хвосты».
Распределение ролей в постановке.
Упражнения на напряжение и
расслабление мышц.
Упражнения
на
развитие
воображения.
Определение смысла содержания
песни. «Новогодняя считалочка».
Разбойники в новогоднем лесу.
Новогодние приключения Деда
Мороза.
Знакомство с мелодией припева
песни «Россия будет».
Встреча с Гномом ‒ инсценировка
песни «Пёстрый колпачок» Г.
Струве.
Прослушивание песни «Ты не
бойся, мама».
«Как игрушки слушали звуки»
Сказочки
щекоталочки.
Инсценировка песни «Ты не бойся,
мама».
9

Формы
промежуточн
ой
аттестации/ко
нтроля

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

4

0,5

3,5

игра,
этюд,
пантомима

4

0,5

3,5

игра

4

0,5

3,5

игра

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

опрос, беседа,
игра

игра,
стих.
игра,
стих.

этюд,
этюд,

игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
стих

11.

Инсценировка «Зайки серые сидят»

0,5

3,5

12.

Инсценировка «Сорока-белобока»
4
0,5
по стихотворению В. Антоновой.
Жестовое
исполнение
песни
4
0,5
«Россия будет».
«Девочка-рёвушка», стихотворение
8
1
А.
Барто
и
П.
Барто.
Прослушивание
через
ЗУА.
Инсценировка стихотворения.
Инсценировка стихотворения «Чив8
0,5
чив, воробей».
Итого за год: 68 часов

3,5

13.
14.

15.

4

3,5
7

7,5

показательны
е выступления
игра,
этюд,
стих
показательны
е выступления
игра,
этюд,
стих
игра,
стих

этюд,

Средняя группа (11-15 лет, 1 год обучения)
№

1.
2.

3.
4.
5.

6.

7.

Название разделов, тем

Количество часов

Формы
промежуточн
ой
аттестации/ко
нтроля

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

4

0,5

3,5

Игры
на
напряжение
и
расслабления мышц.
Исполнение песни «Ходики с
кукушкой»
Работа
над
театральной
постановкой «Красная шапочка» по
мотивам
сказки
Ш.
Перо.
Подготовка
к
концерту
–
фестивалю,
посвящённому
Международной декаде инвалидов
«Я радость нахожу в друзьях».
Работа в коллективе. Танцевальножестовая композиция «Эх, дороги».

4

0,5

3,5

игра, этюд

4

0,5

3,5

игра, этюд

4

0,5

3,5

игра, опрос,
беседа,
мизансцены,
репетиции

4

0,5

3,5

Работа в

4

0,5

3,5

мизансцены,
пантомима
репетиции
мизансцены,

Вводное
занятие.
Изучение
театральных терминов.
Передача смысла содержания
текста песни «Ходики с кукушкой»
Синявский П.

коллективе.

Жестовое
10

игра,
стих
игра,
стих

этюд,
этюд,

8.
9.
10.

11.
12.

13.
14.

15.

пение
Танцевально-жестовая
композиция «Эх, дороги».
Песня Г. Васильев «Часики».
Театрализация «Масленица».
Песня К. Клевицкого «Берега
России»,
Отработка движений на сцене под
музыку хакасской сказки
Работа
в
коллективе.
Стихотворение «У Лукоморья»,
А.С. Пушкин
Танцевально-жестовая композиция
«Эх, дороги»
Работа над
постановкой сказки
«Волк и семеро козлят»

4
4
4

0,5
0,5
0,5

3,5
3,5
3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

8

1

7

Работа
над
постановкой
8
0,5
концертного
номера
на
патриотическую тему «Ради жизни
на Земле»
Итого за год: 68 часов

7,5

пантомима
репетиции
репетиции
игра, беседа
пантомима
репетиции
мизансцены,
репетиции
пантомима
репетиции
показательны
е выступления
мизансцены,
пантомима
репетиции
показательны
е выступления

Средняя группа (11-15 лет, 2 год обучения)
№

1.
2.

3.

4.
5.

Название разделов, тем

Количество часов

Вводное
занятие.
Изучение
театральных терминов.
Передача
смысла
содержания
текста песни «Прекрасное далёко»
Е. Крылатова.
Постановка авторской сказки на
тему
противопожарной
безопасности.
Исполнение песни «Прекрасное
далёко».
Работа
над
театральной
постановкой «За всё, что есть
11

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

Формы
промежуточн
ой
аттестации/ко
нтроля
игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима
игра,
этюд,
пантомима,
мизансцены,
репетиции
игра, этюд
игра,
этюд,
пантомима,

6.

7.
8.

9.

10.
11.

12.
13.

14.

15.

сейчас у нас». Подготовка к
концерту
–
фестивалю,
посвящённому
Международной
декаде инвалидов «Я радость
нахожу в друзьях».
Постановкой «За всё, что есть
сейчас у нас»

мизансцены,
репетиции

0,5

3,5

Жестовое пение «Когда мои друзья
4
0,5
со мной», В. Шаинский
Отработка движений под музыку
4
0,5
Жестовое пение «Когда мои друзья
со мной» В. Шаинского. Работа
над постановкой «За всё, что есть
сейчас у нас»
Жестовое пение «Когда мои друзья
4
0,5
со мной» В. Шаинского. Работа в
коллективе над постановкой «За
всё, что есть сейчас у нас»
«Песенка фронтового шофера»,
4
0,5
Мокроусов Б. Ласкин Б.
Отработка движений на сцене под
4
0,5
музыку Жестовое пение «Когда мои
друзья со мной» В. Шаинский.
Работа
в
коллективе
над
постановкой «За всё, что есть
сейчас у нас»
Работа в коллективе. «За всё, что
4
0,5
есть сейчас у нас»
Отработка движений на сцене под
4
0,5
музыку. Жестовое пение «Когда
мои друзья со мной» В. Шаинского.
Работа над постановкой «За всё, что
есть сейчас у нас»
Музыкально-хореографическая
8
1
композиция и жестовое пение.
«Светлый ручеёк», композитор Г.
Челбораков, автор слов К.
Кильчичаков.
«Венок Дружбы» ‒ поппури танцев
8
0,5
всех времён и народов «Падеграс»,
«Краковяк», еврейский танец «7.
40», «Кадриль».
Итого за год: 68 часов

3,5

12

4

3,5

игра,
этюд,
пантомима,
мизансцены,
репетиции
игра,
этюд,
стих
игра,
этюд,
стих
пантомима,
мизансцены

3,5

показательны
е выступления

3,5

игра,
этюд,
стих
игра,
этюд,
стих,
пантомима,
мизансцены

3,5

3,5
3,5

показательны
е выступления
показательны
е выступления

7

пантомима,
мизансцены

7,5

пантомима,
мизансцены,
отчетное
мероприятие

Средняя группа (11-15 лет, 3 год обучения)
№

Название разделов, тем

Количество часов

Формы
промежуточн
ой
аттестации/ко
нтроля

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

Работа
над
театральной
постановкой «Гуси-лебеди» по
мотивам одноимённой русской
народной сказки. Подготовка к
концерту
–
фестивалю,
посвящённому
Международной
декаде инвалидов «Я радость
нахожу в друзьях».
Жестовое исполнение песни «Гусилебеди».
Жестовое
исполнение
песни
«Встанем». муз. и сл. Дронова Я.

4

0,5

3,5

мизансцены,
репетиции
беседа,
мизансцены,
репетиции

4

0,5

3,5

репетиции

4

0,5

3,5

8.

Отработка движений под музыку.

4

0,5

3,5

9.

Театрализация хакасской сказки
«Почему замолчали камни».
«Песенка фронтового шофера»,
музыка Мокроусова Б. ,текст
Ласкина Б.
Отработка движений на сцене под
музыку хакасской сказки «Почему
замолчали камни».
Работа
в
коллективе.
Стихотворение «Вот говорят –

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

беседа,
мизансцены,
репетиции
игра,
этюд,
танец
мизансцены,
репетиции
мизансцены,
репетиции

4

0,5

3,5

мизансцены,
репетиции

4

0,5

3,5

мизансцены,
репетиции

1.
2.

3.

4.
5.

6.
7.

10.

11.

12.

Вводное
занятие.
Изучение
театральных терминов.
Передача
смысла
содержания
текста песни «Моя Москва», И.
Дунаевский, М. Лисянский и С.
Агранян.
Постановка авторской сказки «Три
поросёнка»
на
тему
противопожарной безопасности.
Исполнение песни «Моя Москва».

13

игра, опрос,
беседа
игра, опрос,
беседа,
мизансцены,
репетиции
мизансцены,
репетиции

13.

14.

15.

Россия» В. Тушновой, Поппури
песен
на
патриотическую
тематику: «Мы запомним суровую
осень», «Встанем», «Россия была!
Россия есть! Россия будет!»
Синхронное исполнение поппури
4
0,5
песен
на
патриотическую
тематику: «Мы запомним суровую
осень», «Встанем», «Россия была!
Россия есть! Россия будет!»
жестовое исполнение песни в
коллективе.
Знакомство с мелодией (музыкой),
8
1
темп,
ритм,
длительность.
Определение смысла содержания
песни «Журавли», Я. Френкеля, Р.
Гамзатова.
Работа
над
постановкой
8
0,5
концертного
номера
на
патриотическую тему «Ради жизни
на Земле»
Итого за год: 68 часов

3,5

мизансцены,
репетиции

7

мизансцены,
репетиции

7,5

показательны
е выступления

Количество часов

Формы
промежуточн
ой
аттестации/ко
нтроля

Старшая группа (16-18 лет, 1 год обучения)
№

1.

2.

Название разделов, тем

Вводное занятие. Формирование
группы.
Работа
над
художественным
словом.
Мелочтение «Эх, птица – тройка»,
фрагмент из поэмы «Мёртвые
души» Н. Гоголя
Работа
над
художественным
словом. Мелочтение «Эх, птица –
тройка»,
фрагмент из поэмы «Мёртвые
души» Н. Гоголя
Жестовое пение «Баллада о матери»
Е. Мартынова
14

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

4

0,5

3,5

опрос, беседа,
игра

мизансцены,
репетиции

3.

4.
5.

6.
7.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

Жестовое пение. Хореографическое
творчество поппури «Венок
дружбы» на тему «Танцы разных
народов мира»
Мелочтение «Эх, птица – тройка»

4

0,5

3,5

мизансцены,
репетиции

4

0,5

3,5

Подготовка
к
концерту
–
фестивалю,
посвящённому
Международной декаде инвалидов
«Я радость нахожу в друзьях»
Подготовка
Новогодних
праздников.
Хореографическое творчество «Ярмарочное представление»
Отработка движений под музыку на
сцене.
Хореографическое
творчество ‒
«Ярмарочное
представление»
Песня «Маки» Ю. Антонова.
Определение смысла содержания
песни.
Определение и передача смысла
содержания концертного номера на
патриотическую тему «Ради жизни
на Земле»
Работа
над
постановкой
концертного
номера
на
патриотическую тему «Эх, дороги»
‒ работа в коллективе.
Работа в коллективе. Подготовка к
выпускному балу. Песня «Вот и
стали мы на год взрослей», танец
«Школьная полька». Работа над
постановкой
Отработка движений под музыку
танца
«Звёзды».
Работа
над
постановкой концертного номера
на патриотическую тему

4

0,5

3,5

мизансцены,
репетиции
показательны
е выступления

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

10

1

9

мизансцены,
репетиции

10

1

9

показательны
е выступления

4

0,5

3,5

показательны
е выступления

4

1

3

8

0,5

7,5

мизансцены,
репетиции
танцев
показательны
е выступления

Количество часов

Формы
промежуточн

мизансцены,
репетиции
мизансцены,
репетиции
мизансцены,
репетиции
танцев

мизансцены,
репетиции
танцев

Итого за год: 68 часов
Старшая группа (16-18 лет, 2 год обучения)
№

Название разделов, тем

15

ой
аттестации/ко
нтроля

1.
2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.

9.
10.
11.

12.

13.

Вводное занятие. Формирование
группы.
Песня «Родина моя». Музыка Д.
Тухманова, слова Р.
Рождественского. Хореография,
жестовое пение.
Театрализация былины «Как Илья
Муромец Змея Горыныча победил».
Жестовое пение и хореография
песни «Родина моя», Д. Тухманов,
Р. Рождественский
Работа в коллективе. «Как Илья
Муромец Змея Горыныча победил».
Жестовое пение и хореография
«Родина моя»
Театрализация былины «Как Илья
Муромец Змея Горыныча победил»
Подготовка
к
концерту
–
фестивалю,
посвящённому
Международной декаде инвалидов
«Я радость нахожу в друзьях»
Подготовка
новогодних
праздников.
Постановка «Как Илья Муромец
Змея Горыныча победил».
Отработка движений под музыку на
сцене.
Хореографическое
творчество.
Песня «Берега России», музыка
Клевицкого А., текст Денисова Н.
«Как
Илья
Муромец
Змея
Горыныча победил»
Песня «Берега России», музыка
Клевицкого А., текст Денисова Н.
Работа в коллективе.
Работа в коллективе. Подготовка к
выпускному балу. Песня «До
свидания,
интернат»,
танец
«Прощальный вальс».
Отработка движений под музыку
16

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

4

0,5

3,5

мизансцены,
репетиции

4

0,5

3,5

опрос, беседа,
мизансцены,
репетиции

4

0,5

3,5

беседа,
мизансцены,
репетиции

4

0,5

3,5

беседа,
мизансцены,
репетиции
показательны
е выступления

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

показательны
е выступления
мизансцены,
репетиции
этюд, танец

10

1

9

10

1

9

4

0,5

3,5

4

1

3

8

0,5

7,5

опрос, беседа,

мизансцены,
репетиции
показательны
е выступления
показательны
е выступления
показательны
е выступления
этюд, танец

танца «Школьная полька»
Итого за год: 68 часов
Старшая группа (16-18 лет, 3 год обучения)
№

Название разделов, тем

Количество часов

Все
го
4

Теор
ия
1

Практ
ика
3

1.

Вводное занятие. Отбор учащихся.
Формирование группы. Работа над
художественным
словом.
Мелочтение
стихотворения
«Вот
говорят,
Россия»… В. Тушновой.

2.

Жестовое пение «Россия – это мы»
А. Попковича.

4

0,5

3,5

3.

Жестовое пение. Хореографическое
творчество ‒ поппури на тему
«Танцы разных народов мира».
«Ярмарочное представление»
Мелочтение
«Вот
говорят
Россия…»

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

Подготовка
к
концерту
–
фестивалю,
посвящённому
Международной декаде инвалидов
«Я радость нахожу в друзьях»
Подготовка
новогодних
праздников.

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

7.

Мелочтение
Россия»…

говорят

4

0,5

3,5

8.

Отработка движений под музыку на
сцене.
Хореографическое
творчество‒ поппури на тему
«Танцы разных народов мира»,
«Ярмарочное представление»
Знакомство с мелодией русской

4

0,5

3,5

10

1

9

4.

5.

6.

9.

«Вот

17

Формы
промежуточн
ой
аттестации/ко
нтроля
беседа,
мизансцены,
репетиции

беседа,
мизансцены,
репетиции
беседа,
мизансцены,
репетиции
беседа,
мизансцены,
репетиции
показательны
е выступления
беседа,
мизансцены,
репетиции
беседа,
мизансцены,
репетиции
беседа,
мизансцены,
репетиции
танцев,
беседа,

10.

11.

12.

13.

народной
песни
«Валенки».
Определение смысла содержания
песни.
Определение и передача смысла 10
1
содержания концертного номера на
патриотическую тему «Ради жизни
на Земле»
Работа
над
постановкой
4
0,5
концертного
номера
на
патриотическую тему «Ради жизни
на Земле», работа в коллективе.
Работа в коллективе. Подготовка к
4
1
выпускному балу. Песня «До
свидания,
интернат»,
танец
«Прощальный вальс». Работа над
постановкой концертного номера
на патриотическую тему «Ради
жизни на Земле»
Отработка движений под музыку
8
0,5
танца
«Звёзды»
Работа
над
постановкой концертного номера
на патриотическую тему «Ради
жизни на Земле»
Итого за год: 68 часов

мизансцены,
репетиции
9

беседа,
мизансцены,
репетиции

3,5

показательны
е выступления

3

показательны
е выступления

7,5

беседа,
мизансцены,
репетиции

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Совместно с педагогом-организатором обсуждается и выбирается сценарий
постановки театрализации, подбор в соответствии этому сценарию песен (или
фрагментов песен) и танцев. Выбирается состав исполнителей театральных ролей,
песенного (жестовое пение) и танцевального репертуара. После этого совместно с
сурдопедагогом и дефектологом осуществляется работа над текстом, проводится
словарная работа, сопряжённое проговаривание текста, заучивание текста песен.
Отрабатывается выразительность, точность, образность жестов, их осмысленность и
синхронность с проговариванием, лицевая мимика и ритмичность, пластичность
телодвижений совместно с хореографом.
Этапы усвоения данной программы
I этап: Знакомство с различными видами театров, театральными терминами.
Театральная деятельность. Взаимодействие двух языков (словесного и жестового).
Художественное слово (мелочтение). Особенности жестового перевода. Перевод
последовательный и синхронный. Жестовая речь как вспомогательное средство для
обучающихся, её особенности. Средство общения в коллективе. Пластика рук.
Выполнение проученных элементов движений пластики рук. Отработка
синхронности жестов. Прослушивание произведений через звукоусиливающую
аппаратуру (ЗУА) или FM систему инфракрасного усилителя.
18

II этап: Формирование умений применить полученные знания и навыки в
работе над концертными номерами; уметь соотносить эмоции с жестом, движения с
дыханием. Импровизация сценического движения. Перенесение ситуаций в
предлагаемые обстоятельства концертного номера.
III этап: Показ театрализаций, жестового пения, хореографии, мелочтения.
Формирование умений применить полученные знания и навыки в работе над
концертными номерами.
IV этап: Концертная деятельность ‒ формирование навыков выступления
перед аудиторией: концерты, участие в школьных мероприятиях, фестивалях,
конкурсах республиканского и международного уровней.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Младшая группа (7 – 10 лет).
Год
обучени
я

Дата
начала
заняти
й
03.09.

Дота
окончани
я занятий

Количеств
о учебных
недель

Количеств
о учебных
дней

Количеств
о учебных
часов

Режим
заняти
й

31.05

36

72

72

2 год
обучения

03.09.

31.05

36

72

72

3 год
обучения

03.09.

31.05

36

72

72

2 раза в
неделю,
по 1
часу
2 раза в
неделю,
по 1
часу
2 раза в
неделю,
по 1
часу

1 год
обучения

Средняя группа (11 – 15 лет).
Год
обучени
я
1 год
обучения
2 год
обучения

Дата
начала
заняти
й
03.09.

Дота
окончани
я занятий

Количеств
о учебных
недель

Количеств
о учебных
дней

Количеств
о учебных
часов

Режим
заняти
й

31.05

36

72

72

03.09.

31.05

36

72

72

2 раза в
неделю,
по 1
часу
2 раза в
неделю,
по 1
часу

19

3 год
обучения

03.09.

31.05

36

72

72

2 раза в
неделю,
по 1
часу

Старшая группа (16 – 18 лет).
Год
обучени
я

Дата
начала
заняти
й
03.09.

Дота
окончани
я занятий

Количеств
о учебных
недель

Количеств
о учебных
дней

Количеств
о учебных
часов

Режим
заняти
й

31.05

36

72

72

2 год
обучения

03.09.

31.05

36

72

72

3 год
обучения

03.09.

31.05

36

72

72

2 раза в
неделю,
по 1
часу
2 раза в
неделю,
по 1
часу
2 раза в
неделю,
по 1
часу

1 год
обучения

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия реализации Программы должны
обеспечивать реализацию Программы в полном объеме, соответствие качества
подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых
форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим
особенностям,
склонностям,
способностям,
интересам
и
потребностям
обучающихся.
Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения
и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям
обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность,
проводит диагностику обучающихся.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с
использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным
требованиям.
Методическое обеспечение реализации Программы.
Образовательный процесс по Программе организуется очно.
Используются следующие методы обучения: словесный, наглядный,
практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, эмоциональный. В
воспитательном процессе используется убеждение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
20

Для
реализации
Программы
уместно
использовать
технологию
индивидуализации
обучения,
технологии
группового,
проблемного
и
дифференцированного обучения.
Реализация Программы осуществляется в совместной деятельности педагога и
детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс
организуется с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов
поддержки детской инициативы.
Формы проведения учебных занятий по Программе подбираются педагогом с
учетом возрастных и психологических особенностей детей: беседа с игровыми
элементами, учебная игра, сказка, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие,
конкурсы, коллективное творческое дело, тематические задания по подгруппам и др.
В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей:
предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность,
разминка, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры
малой подвижности, беседы, работа по развитию мелкой моторики, просмотр
мультфильмов с развивающим сюжетом и другие различные способы работы с
наглядностью. Так же особое внимание уделяется совместным проектам и
деятельности с родителями.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы.
Учебный кабинет с освещением и отоплением в соответствии с СанПиН,
рассчитанный на 50 учащихся.
Материально-техническое оснащение учебного кабинета.
Архитектурная среда доступна, т.к. рабочие места для детей организованы с
учётом необходимости слухо-зрительного восприятия речи, возможности видеть
всех участников образовательного процесса (педагога, других детей) и все элементы
образовательного пространства.
Ифракрасный усилитель звука: FM-система.
Переносная колонка.
Радиомикрофона - 2.
Акустическая система с пультом управления.
Интерактивная доска.
Интернет.
Экран и мультимедийная установка.
Музыкальные инструменты: электросинтезатор, фортепиано.
Компьютер.
Стулья детские.
Стулья для зрителей.
Дидактические материалы.
Информационное обеспечение
Электронные образовательные ресурсы (аудио,
компьютерные программы, информационные технологии.
- видеоматериалы;
- интернет–источники;
- методическая литература.
21

видео),

специальные

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог высшей квалификационной категории,
владеющий русским жестовым языком. Возможность сопровождения АДООП
педагогом-организатором, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), тьютором,
педагогом-психологом,
классным
руководителем,
сурдопереводчиком,
воспитателем. Необходимость сопровождения АДООП звукорежиссёром,
светооформителем.
Работа с родителями. Беседы с родителями об успехах детей, их
возможностях танцевального исполнения. Привлечение родителей к организации
концертов, выступлений.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка качества реализации достижение результатов по АДООП
обеспечивается за счет способности обучающихся решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи по материалам программы, личностный рост каждого
ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала,
воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие
умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса путём
диагностики текущих, промежуточных итоговых учебных достижений.
Оценка достижения результатов ведётся по безотметочной системе.
Основным инструментом оценки являются организации выступлений
различного уровня:
- школьные концерты различных тематических направлений;
- отчетный концерт;
- участие в городских и республиканских инклюзивных концертах,
фестивалях;
- межрегиональные, всероссийские и международные конкурсы-фестивали
художественного творчества детей с ОВЗ;
Результативность АДООП «Колокольчики» отслеживается в течение года.
Еще при организации приёма детей на обучение по программе проводится
входная диагностика («пробный доступ») для определения уровня, к освоению
которого готов обучающийся в форме опроса и педагогического наблюдения,
тестирования.
В течение учебного года проводится текущий контроль по итогам изучения
тем, разделов АДООП с целью оценки качества усвоения обучающимися
содержания программы.
Формы текущего контроля - педагогическое наблюдение, показательное
выступление и др.
Результаты текущего контроля фиксируются в журналах учета работы
педагога дополнительного образования в виде обозначения уровня освоения
АДООП обучающимся:
- высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100% знаниями, умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; принимает
22

активное участие в большинстве предлагаемых мероприятий, конкурсах различного
уровня;
- допустимый уровень (Д) – объём усвоенных знаний, умений и навыков
составляет 50-80%; принимает активное участие в предлагаемых мероприятий,
конкурсах и различного уровня;
- низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50% знаний, умений и
навыков; принимает участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах различного
уровня.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения, при
переводе обучающихся на следующий уровень сложности, с целью установления
уровня достижения результатов освоения АДООП, его соответствия
прогнозируемым результатам обучения.
Формы промежуточной аттестации: показательное занятие, показательные
выступления, отчётные концерты, конкурсы и др.
Мониторинг производится с помощью педагогического наблюдения. Оценка
по итогам выступлений фиксируется в мониторинговой карте по 5- бальной шкале:
4-5 баллов – высокий, 3-2 балла - допустимый, 1 балл - низкий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа предусматривает применение методических материалов по:
- источнику передачи и восприятия информации:
 словесный: рассказ, беседа, лекция,
 наглядный: иллюстрация, дидактический материал,
 практический: показ, постановка;
- по характеру деятельности:
 объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, лекция, фильм, карточки),
 репродуктивный (воспроизведение, действие по алгоритму),
 проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций),
 проектный (разработка проектов, моделирование ситуаций, создание
творческих работ);
 игровые (игры дидактические, развивающие, ролевые, деловые),
 активные и интерактивные методы.
Используются педагогические технологии: индивидуального обучения,
группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного
обучения, разноуровнего обучения, проблемного обучения, дистанционного
обучения, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности,
портфолио.
В работе с детьми с нарушениями слуха приоритетны здоровьесберегающие
технологии, способствующую предотвращению состояний переутомления,
гиподинамии (физминутки, зарядки для глаз; смена видов деятельности,
психологическая атмосфера учебного занятия).

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вакорина Л. Ю., Ястребова Г. А., Богачинская Ю. С. Сборник лучших
практик дополнительного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью. – Москва: РУДН, 2020. – 253 с. с ил.
2. Зазюн
И.
О.
Основы
педагогического
мастерства.
М.
«Просвещение»,1989.
3. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание.
Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД, 1997 г.
4. Мамойчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушением в
развитии. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2000 г.
5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
6. Шушкина «Ритмик» Введение. Школа творчества: Авторские программы
эстетического воспитания детей средствами театра - М.: ВЦХТ, 1998.
7. Белик И. С. Музыка против глухоты: опыт индивидуальных занятий
музыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной школы / И. С.
Белик. - Москва: Владос, 2000. - 157 с.
8. Гельман И. Ф. Дактилология: учеб. пособие / И. Ф. Гельман. - Ленинград:
Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1981. - 87 с.
9. Геранкина А. Г. Практикум по дактильной речи / А. Г. Геранкина. Москва: Просвещение, 1972. - 64 с.
10. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. - М.: ВЛАДОС,2004.-192 с.
11. Крутицкая Н. М. Творческая деятельность как одно из условий
социализации неслышащих детей / Н. М. Крутицкая, Л. В. Тихомирова //
Современные формы организации и эффективные технологии обучения и
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
материалы науч.-практич. конф. с международ. участием, 17-20 октября 2012 г. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - С. 223-227.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».