РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического
совета протокол № 7
от «
» августа 2025 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
на 2025-2026 учебный год
для глухих обучающихся с интеллектуальными нарушениями
в соответствии с ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями и
ФАООП обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(вариант 1)
5Ж-6Ж
Предметные
области
Язык и речевая
практика
Математика
Человек и
общество
Естествознание
Искусство
Технология
Физическая
культура
Итого
Учебные предметы
(учебные курсы)
Количество часов в неделю
VII
IX
Всего
V
VI
VIII
Обязательная часть
Русский язык
Чтение (Литературное
чтение)
Развитие речи
4
3
4
3
4
3
4
3
4
3
20
15
2
2
1
1
1
7
Математика
Информатика
Основы социальной жизни
Мир истории
История отечества
Г еография
Природоведение
3
1
2
2
3
1
2
2
2
-
3
2
2
2
-
3
1
2
2
2
-
3
1
2
2
2
-
15
2
8
2
6
8
4
2
2
2
6
2
6
6
6
6
6
30
3
3
3
3
3
15
26
3
28
2
28
2
29
1
29
1
140
9
1
1
1
29
1
1
30
1
1
30
1
30
1
30
5
1
3
149
10
5
10
5
10
5
10
5
10
5
50
25
Биология
Рисование
(Изобразительное
искусство)
Труд (технология)
Адаптивная физическая
культура
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Развитие речи
Рисование (Изобразительное искусство)
Информатика
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
Коррекционные курсы
Учебные предметы
Предметные
области
(учебные курсы)
Развитие восприятия и воспроизведения
устной речи (индивидуальные занятия)
Развитие учебно-познавательной деятельности
(фронтальные/индивидуальные занятия)
Другие направления внеурочной
деятельности
«Разговоры о важном»
«Жестовая речь»
«Творческая мастерская»
«Будущие гроссмейстеры»
Всего
V
3
Количество часов в неделю
VIII
IX
Всего
VI
VII
12
3
2
2
2
2
1/1
2
1/1
3
1/2
5
5
1
2
1
1
39
1
2
1
1
40
3
1/2
13
5
3
1/2
5
5
25
1
2
1
1
40
1
2
1
1
40
1
• 2
1
1
40
5
10
5
5
199
Пояснительная записка
к учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
для глухих обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(вариант 1)
Учебный план АООП (вариант 1) для глухих обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру образовательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план АООП (вариант 1) для глухих обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (далее - учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а
также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I-IV или I дополнительный, I-ГУ классы;
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХП классы.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном
и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2
этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся
в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
а) учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
б) увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
в) введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
г) введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
В учебном плане на коррекционно-развивающие занятия "Развитие восприятия и
воспроизведения устной речи" и "Развитие учебно-познавательной деятельности" (фронтальные и
индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться школой-интернатом самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей глухих обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционно развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в школе-интернате. Школа-интернат предоставляет
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до
1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Календарный учебный график составляется с учётом мнений участников образовательных
отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений
культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)
по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточных аттестаций.
Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется
школой-интернатом самостоятельно с учётом требований действующих санитарных правил и
мнения участников образовательных отношений.
План внеурочной деятельности формируется школой-интернатом с учетом особенностей
развития и особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Участникам образовательных отношений предоставляется право выбора
направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы общего образования;
2) развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
6) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся
с учетом намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико
ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
образовательная организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики
контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
При отборе направлений внеурочной деятельности школа-интернат ориентируется, прежде
всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические и нозологические
характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К
выбору направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители
(законные представители) как законные участники образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа жизни.
2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе
совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры общения.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к
импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать
в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
7. Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление
ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
8. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
- преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной,
групповой, коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может
проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого
учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть,
например, спортивный комплекс, музей, театр.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в
части создания условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых
форм организации.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебной недели в течение этапа обучения - 5 дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в
целях сохранения укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Занятия по внеурочной деятельности, спортивные секции, кружки - как вид внеурочной
(внеклассной) работы может выноситься на 6 день недели.
Продолжительность учебного года на втором этапе - составляет 34 недели.
Общий объем учебной нагрузки на 1 этапе обучения составляет 5066 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом - не менее 8 недель.