Школа жестов и дактиля
30.05.2025
Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. Однако социализация детей с нарушениями слуха затруднена из-за вторичных речевых нарушений, приводящих к ограничению их контактов. Наша позиция заключается в том, что успешная интеграция таких детей в среду сверстников обеспечивается созданием условий, в которых и дети без нарушений слуха будут использовать привычные неслышащим формы коммуникации – жестовую речь и дактиль.
Новизна данной программы заключается в широком приобщении детей и родителей к взаимодействию в условиях инклюзии, создании в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества средствами освоения разных форм общения, в том числе и жестовой речи. В программе предусмотрены ежедневные уроки «Школы жестов и дактиля», на которых сами дети с нарушениями слуха обучают определенным жестам слышащих сверстников и даже родителей. В результате слышащие дети и взрослые осваивают жестовую речь и дактиль, а неслышащие школьники получают возможность общаться на доступном им языке. Формируется благоприятная для коммуникации всех детей атмосфера, дети с нарушениями слуха получают возможность быть понятыми. А школьники без нарушений слуха начинают осознавать значимость общения во всех его разнообразных способах.
Учебно-тематический план из программы "Школа жестов и дактиля"
30.05.2025
№ |
Дата |
Тема занятия |
1 |
2.06 |
«Давайте
знакомиться!» |
2 |
4.06 |
Говорящие
пальчики |
3 |
5.06 |
Учим
дактиль |
4 |
6.06 |
Семья.
Дом |
5 |
7.06 |
Круг
общения Люди. Общество. |
6 |
8.06 |
Школа
Лагерь |
7 |
10.06 |
Одежда |
8 |
11.06 |
Время.
Календарь. Счет. |
9 |
12.06 |
«Символы
страны» |
10 |
13.06 |
«Живая
природа» |
11 |
14.06 |
«ЗОЖ.
Спорт» |
12 |
15.06 |
«Чувства
человека» |
16.06 |
«Общественные
отношения» |
|
14 |
17.06 |
«Памятники
воинской славы» |
15 |
18.06 |
«Музеи.
Экспонаты» |
16 |
19.06 |
«История.
Великая Отечественная война» |
17 |
20.06 |
«Армия» |
18 |
21.06 |
«Поэзия
жестами» |
19 |
22.06 |
«Свеча
памяти» |
20 |
23.06 |
«Жестовое
пение» |
21 |
24.06 |
Конкурс
мелочтецов |
Дактильная и жестовая речь: учимся общаться!
30.05.2025
Дактильная речь – это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос – в переводе с греческого «палец». Каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев. Дактилология используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство общения детей с нарушением слуха. В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждый дактильный знак точно соответствует букве алфавита, и многие знаки в дактилологии изображением напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Например, дактилемы «о», «л», «м», «с» и т.д.
Жестовая речь – это речь, где целое слово или даже фраза передаётся с помощью одного жеста. Жесты не имеют характерной для словесной речи грамматической формы, т.е. не изменяются по родам, числам, падежам.
Дактильная речь передается пальцами одной руки, в жестовой участвуют обе руки.
Важное условие в дактилологии – правильное и красивое дактилирование. Для этого необходимо выполнить несколько правил:
·
«говорить» нужно правой рукой;
·
держать руку на уровне или чуть ниже
линии рта, чтобы воспринимать и дактильный знак и артикуляцию;
·
локоть руки слегка прижат к правому
боку;
·
двигаться должны только пальцы и иногда
кисть (например, движение руки чуть вниз при показе «щ»);
·
как и при письме, буквы в слове
располагаются не отдельными знаками, а слитно (для этого, показывая букву, вы
должны мысленно готовить руку к положению следующего знака);
·
между словами нужно делать паузу (как
при письме одно слово отделяется от другого);
·
знаки нужно показывать чётко и ясно на
одном уровне (как письмо по линейке), но рука остаётся неподвижной;
·
показывая такие буквы как й, щ, ц кисть
поворачивается мягко;
·
на первоначальном
этапе усвоения дактилологии возможно несколько замедленное, протяжное
дактилирование и произношение, но нельзя говорить по слогам или отдельными
буквами.