Школа жестов и дактиля

30.05.2025

Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. Однако социализация детей с нарушениями слуха затруднена из-за вторичных речевых нарушений, приводящих к ограничению их контактов. Наша позиция заключается в том, что успешная интеграция таких детей в среду сверстников обеспечивается созданием условий, в которых и дети без нарушений слуха будут использовать привычные неслышащим формы коммуникации – жестовую речь и дактиль.


Новизна данной программы заключается в широком приобщении детей и родителей к взаимодействию в условиях инклюзии, создании в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества средствами освоения разных форм общения, в том числе и жестовой речи. В программе предусмотрены ежедневные уроки «Школы жестов и дактиля», на которых сами дети с нарушениями слуха обучают определенным жестам  слышащих сверстников и даже родителей. В результате слышащие дети и взрослые осваивают жестовую речь и дактиль, а неслышащие школьники получают возможность общаться на доступном им языке. Формируется благоприятная для коммуникации всех детей атмосфера, дети с нарушениями слуха получают возможность быть понятыми. А школьники без нарушений слуха начинают осознавать значимость общения во всех его разнообразных способах.

Учебно-тематический план из программы "Школа жестов и дактиля"

30.05.2025


Дата

Тема занятия

1

2.06

«Давайте знакомиться!»

2

4.06

Говорящие пальчики

3

5.06

Учим дактиль

4

6.06

Семья. Дом

5

7.06

Круг общения Люди. Общество.

6

8.06

Школа Лагерь

7

10.06

Одежда 

8

11.06

Время. Календарь. Счет.

9

12.06

«Символы страны»

10

13.06

«Живая природа»

11

14.06

«ЗОЖ. Спорт»

12

15.06

«Чувства человека»

13Хочу такой сайт

16.06

«Общественные отношения»

14

17.06

«Памятники воинской славы»

15

18.06

«Музеи. Экспонаты»

16

19.06

«История. Великая Отечественная война»

17

20.06

«Армия»

18

21.06

«Поэзия жестами»

19

22.06

«Свеча памяти»

20

23.06

«Жестовое пение»

21

24.06

Конкурс мелочтецов

Дактильная и жестовая речь: учимся общаться!

30.05.2025


Дактильная речь – это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос – в переводе с греческого «палец». Каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев. Дактилология используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство общения детей с нарушением слуха. В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждый дактильный знак точно соответствует букве алфавита, и многие знаки в дактилологии изображением напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Например, дактилемы «о», «л», «м», «с» и т.д.


      Жестовая речь – это речь, где целое слово или даже фраза передаётся с помощью одного жеста. Жесты не имеют характерной для словесной речи грамматической формы, т.е. не изменяются по родам, числам, падежам.


Дактильная речь передается пальцами одной руки, в жестовой участвуют обе руки.


Важное условие в дактилологии – правильное и красивое дактилирование. Для этого необходимо выполнить несколько правил:

·       «говорить» нужно правой рукой;

·       держать руку на уровне или чуть ниже линии рта, чтобы воспринимать и дактильный знак и артикуляцию;

·       локоть руки слегка прижат к правому боку;

·       двигаться должны только пальцы и иногда кисть (например, движение руки чуть вниз при показе «щ»);

·       как и при письме, буквы в слове располагаются не отдельными знаками, а слитно (для этого, показывая букву, вы должны мысленно готовить руку к положению следующего знака);

·       между словами нужно делать паузу (как при письме одно слово отделяется от другого);

·       знаки нужно показывать чётко и ясно на одном уровне (как письмо по линейке), но рука остаётся неподвижной;

·       показывая такие буквы как й, щ, ц кисть поворачивается мягко;

·       на первоначальном этапе усвоения дактилологии возможно несколько замедленное, протяжное дактилирование и произношение, но нельзя говорить по слогам или отдельными буквами.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».